(Вне конкурса) Мистика в произведениях А.С. Пушкина выдержки из исследования «Рок и мистика в жизни

(Вне конкурса)  Мистика в произведениях А.С. Пушкина выдержки из исследования «Рок и мистика в жизни
Мистика часто не просто соседствует с реальностью в произведениях Пушкина, но активно вторгается в мир живых, приводя к трагическому финалу. Рассмотрим лишь несколько из них: «Гробовщик», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Пророк», «Моцарт и Сальери», «Граф Нулин». «Гробовщик» - по идейной составляющей произведение направлено на пробуждение совести живущего за счёт чужого горя антигероя, наживающегося на ритуалах захоронения, и поэтому долженствующему испытывать некоторую долю удовлетворения от поступления новых клиентов, оплакивающих своих умерших. Мир живых и мёртвых встречается на званом застолье во сне главного персонажа. «Евгений Онегин», вызвавший волну противоположных отзывов критиков; сходящихся лишь в одном, что этот роман в стихах – революционное явление для русского народа, имеет мировое значение, являясь энциклопедией быта и характеров своего времени. Говоря же о мистике самого произведения – в нём присутствует инфернальный сон Татьяны, роковым образом сбывающийся известным образом. Сам автор мистическим образом повторил судьбу своего персонажа Ленского. «Пиковая дама» - сюжет повести обыгрывает излюбленную тему поэта непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Присутствует призрак умершей старухи, назвавшей обманное сочетание карт; старинный дом, тайна, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги. Но если взглянуть на историю с точки зрения одержимости Германа, приводящего того к сумасшествию, возможно списать все мистические эпизоды на болезненное состояние героя, тогда реалистичная история будет читаться как наказание за алчность, страсть к деньгам, болезненный азарт, которые приводят героя к навязчивой идее быстро разбогатеть! Желание его этого так велико, что он готов жениться на старухе. Известно, что Пушкин сам был заядлый картёжник. (После смерти его император Николай Первый рассчитался с его кредиторами, уплатив из казны сто тридцать восемь тысяч, из которых девяносто четыре тысячи составили только карточные проигрыши.) «Египетские ночи» – фантастическая повесть. Сюжет её, кажется незавершённым, если исходить из логики событий, но логика идеи, главной составляющей произведение, вполне завершена, ибо сказано всё, что могло быть сказано: поэт обычен и не лишён человеческих недостатков и слабостей, но на вершине творческого вдохновения достигает высот духовных, способных одаривать людей божественным откровением. Минуты озарения, нисходящие на него и есть его служение Богу. Ради этого поэт жертвует всем остальным в жизни, и порой жизнью. Вот он экзистенциальный портрет самого поэта! Тема продолжена в стихотворении «Пророк», являющимся ответом на вопрос, в чём именно заключается смысл жизни поэта, к чему он должен стремиться, создавая свои произведения. Рассматривая произведение в контексте послания будущим литераторам, можно сказать, что Пушкин стремиться донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворение собственных амбиций ничтожно. Предназначение его «глаголом жечь сердца людей»: нести божественное слово, знание, откровение, правду жизни, вдохновлять, призывать, открывать истинные скрытые смыслы, намерения, мотивации… величественные метафоры инфернального действия над телом человека, производимые шестикрылым серафимом, существом высшего мира, преобразуют его в божие орудие, где сердце должно быть «горячим углём», а язык «мудрым жалом змеи». «Моцарт и Сальери» - один талант от Бога; другой - поставивший к подножью музыки ремесло, труженик искусства. Коронную фразу: «Гений и злодейство не совместимы» произносит Моцарт, именно этим вопросом задаётся автор, изначально назвавший пьесу «Зависть»; она посвящена исследованию и обличению этого порока. Автор использует легенду отравления Моцарта, чтобы показать, как зависть иссушает душу и приводит к преступлению. Впору открывать расследование. С лёгкой руки автора целое поколение людей уверено, что так и было на самом деле. Они готовы обвинить Сальери в смерти гения. Читатели уверены, что главным в трагедии является преступник и жертва; тогда как главным является экзистенциальное расследование духовных путей, проходимых душой, несущей радость жизни всем, или утверждающейся в лицезрении великого труда своего и гениального себя среди плебеев недостойных. Описанная интрига в произведении «Граф Нулин» буквально мистическим образом повторилась в жизни самого автора: муж, высокопоставленное лицо, осмеливающееся домогаться его жены, и некто третий играющий основную роль. Что же писал Пушкин? Возможно, свою судьбу, жизнь, рок присутствующий в ней, и смерь, как неизбежный финал сведения с ней всех счётов! Но ничего не бывает зря и напрасно. В поэтической переписке Пушкина с Митрополитом Филаретом на вопросы поэта: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?» - Митрополит Филарет ему ответил на эти стихи: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!»
Оценки жюри:
Рейтинг 0 (Голосов: 0)
Оценки читателей:
Рейтинг 9 (Голосов: 0)
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!