Легенды века золотого

Вспоминая истории судеб Отечественных деятелей, трудно не обратиться к истории самой фразы о сладости «дыма отечества», для многих обернувшейся горькими разочарованиями; всё же я предпочту дать справку о том в комментариях из-за малого объёма широко заданной темы, для заинтересованного читателя, а сам рассказ начну издалека.
Карьера известной предсказательницы началась в Париже под вывеской «Мадемуазель Ленорман, книготорговец». Книги она продавала по оккультной тематике, и на обычную лавку помещение похоже не было: полумрак, освещённый лишь свечами, очерчивал силуэт стола, покрытый тёмно-синим бархатом, на котором лежали череп, кинжал и хрустальный шар. Можно догадаться какое символическое значение имели постулируемые предметы, но они ещё и использовались в качестве инструментария предсказательницы. Иногда она пользовала карты для ответов, а чаще просто взглянув на линии ладони посетителя, или вглядевшись в хрустальный шар, могла поведать тому будущие события. Так она предсказала гибель французским революционером – Марату, Робеспьеру и Сен – Жюсту, народным кумирам в одночасье превратившимся из любимцев в гонимых и порицаемых, от рук заговорщиков погибшим в августе 1794 года, сложившим головы на гильотине.
Её предсказания Наполеону и Жозефине не забылись. Наполеону она предсказала возвышение, но поражение в войне с русскими. А вдове Жозефине, что её следующим супругом станет император Франции. По её словам, колесо Фортуны могло развернуться и в другую сторону, и получается, что мы должны радоваться тому, что брак между ними распался, в ином случае Наполеон мог бы выиграть?.. Дословно ответ был таков: «Конь победителя достанется не Наполеону, а Александру!». Но разнёсшаяся по Парижу пророческая фраза не спасла саму предсказательницу в войне с Россией. В действительности Наполеон проиграл в этой войне, а в Париж вошли русские войска. Так вот, к мадам пришли сразу три блистательных русских офицера и дворянина – это были Александр Грибоедов, Михаил Лунин и Павел Пестель. Они были молоды и веселы – шутили и смеялись. Ленорман приняла их по очереди и каждому сказала несколько фраз, вглядываясь в хрустальный шар.
Грибоедову, пророчествуя яркую и короткую любовь и жизнь, ведунья обронила слова «Жизнь твоя – алмаз огранённый». Понять значение этих слов довелось лишь его современникам, пережившим счастливо женатого, ожидавшего сына, прославившего своё имя пьесой «Горе от ума» политического деятеля и мастера драмы Александра Сергеевича – сам он относительно неё остался в неведении до конца своих дней. Наши современники именно в его изложении получили ставшей крылатой фразой, выражение «И дым Отечества нам сладок и приятен!» История его жизни такова, что избежав обвинения в связях с декабристами, он был послан царём в Тегеран советником, и погиб от рук разъярённых фанатиков, а персидский шах в знак извинений прислал русскому царю огромный огранённый алмаз – он и был ценой жизни, точнее смерти Грибоедова. Извинения, таким образом, были приняты, ведь посылая неугодного себе Грибоедова с предложениями, неприемлемыми для другой стороны, предсказать результат миссии мог даже Отец самодержавный и его вельможи. С ним просто расправились чужими руками – миссия была невыполнима.
Пестель, как известно, был в числе основных заговорщиков декабрьского восстания 1812 года, повешен - именно это увидела в хрустальном шаре и сообщила ему мадам Ленорман. Верёвку же она предрекла и Лунину. Дословно это выглядело как: «Верёвка на шее твоей православной вместо креста», на что поручик возмутился и сказал, что в России не вешают, а расстреливают, а гадалка просто пожала плечами. Проблему, однако, он решил по-своему, сменив православную веру на католическую, на всякий случай, ведь фраза указывала именно на «православную выю» с верёвкой вместо креста! После провала заговора декабристов смертная казнь для него была заменена на каторгу. Он сумел изменить судьбу, перейдя в католичество, и страшное предсказание его обошло стороной. Может, в каторге было мало приятного, но он остался жить! Как видим, пророчества не являются постоянной константой, они зависят от меняющихся факторов, и сами скорее отражают лишь один из путей возможного развития событий. Событий горьких по существу своему, трагичных и вместе с тем парадоксально утверждающих правоту земли русской, ради которой стоит жить и умирать, потому что даже «…дым Отечества нам сладок и приятен!»
Спасибо, принято! Удачи в конкурсе!
Спасибо!
Справка к вопросу «История одной фразы»
Бессмертные строки из комедии «Горе от ума» (1824) Александра Сергеевича Грибоедова (1795 -1829). Слова Чацкого (действие 1, явление 7): «Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен».
Грибоедов в своей пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743 -1816): «Мила нам добра весть о нашей стороне. Отечества и дым нам сладок и приятен».
Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Пётр Вяземский и др..
Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX век до нашей эры), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56 -58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идёт о дыме очагов родной для путешественника Итаки).
Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н.э. – 18 н.э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Чёрного моря (по-гречески — Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечёт к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».
Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица – «Сладок дым Отечества». В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум»(1792 – 1794) был украшен латинским эпиграфом. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал. Иносказательно фраза говорит о любви, привязанности к своему Отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего родного вызывают радость и умиление.