130 лет Михаилу Булгакову

130 лет Михаилу Булгакову

 

Дорогие друзья!

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова и 55 лет как увидел свет его роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Годы жизни: 15 мая 1891 — 10 марта 1940

Годы жизни: 15 мая 1891 — 10 марта 1940

Историю Михаила Афанасьевича писали уже много раз, переписывать не буду, но повод вспомнить есть, юбилей самого Булгакова и его самого известного романа "Мастер и Маргарита". Мой канал посвящён творчеству, значит статья про Булгакова, как мне кажется, вполне уместна. Вспомним в цитатах его самого и о нём. И немного общей информации и фактов, не повредит, для полноты образа. Как бы к нему не относится, нравится он или нет, думаю что он достоин того что бы его вспомнить.

Сам я познакомился с творчеством Булгакова лет в 16, когда прочёл "Мастер и Маргарита", может тогда не всё понимал, может и сейчас не всё понимаю, но роман захватил, прочёл быстро, буквально его проглотил.

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года (а согласно дневнику Елены Сергеевны Булгаковой, праздновал день рождения 16 мая) в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Русский писатель советского периода, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, пьес, киносценариев и множества фельетонов. Самые известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Михаил Булгаков собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий за 1920–1930-е годы, по подсчетам Булгакова, «похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298». Его вторая жена Любовь Белозерская писала: «Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом». В основном драматурга обвиняли в том, что он пытается идеализировать или оправдывать белогвардейцев. А в 1929 году пьесы Булгакова «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных» запретили и исключили из театрального репертуара.

 

В гимназии Булгаков учился вместе с будущим писателем Константином Паустовским, он вспоминал:

«Никто не давал таких едких и «припечатывающих» прозвищ как Булгаков <…> «Ядовитый имеете глаз и вредный язык, — с сокрушением говорил ему инспектор Бодянский. — Прямо рветесь на скандал, хотя выросли в почтенном профессорском семействе!».

«Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора <…> Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев — его творческое юношеское воображение»

Первая жена Татьяна Николаевна Лаппа

Первая жена Татьяна Николаевна Лаппа

В 1911 году Булгаков познакомился с Татьяной Лаппа, которая приехала из Саратова к родственникам на каникулы. Ее тетя дружила с матерью Булгакова, и будущего писателя попросили показать девушке город. Татьяна Лаппа вспоминала: «Целыми днями, не замечая усталости, мы бродили по киевским улицам и паркам, посещали музеи. Куда только он меня не водил. Часто бывали на Владимирской горке <…> А вечерами шли в Оперный театр». Они влюбились в друг друга, однако вскоре Татьяне Лаппа пришлось вернуться домой. Сестра Булгакова писала в дневнике: «Он все время стремится в Саратов, где она живет, забросил занятия в университете, не перешел на 3 курс».

В следующий раз влюбленные увиделись только в 1912 году, когда Татьяну Лаппа приняли на историко-филологическое отделение киевских Высших женских курсов. В 1913 году они обвенчались. Денег не было: пара не умела экономить и тратила то, что переводил отец Лаппа, в тот же день.

Татьяна Лаппа: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов»

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

«И вот я увидел их вновь наконец, обольстительные электрические лампочки! На перекрестке стоял живой милиционер <…> в будке торговали вчерашними московскими газетами, содержащими в себе потрясающие известия, невдалеке призывно пересвистывались московские поезда. Словом, это была цивилизация, Вавилон, Невский проспект»

Михаил Булгаков, рассказ «Морфий»

С морфием он познакомился когда стал работать врачом, тогда это было нормально, 40% европейских медиков были морфинистами, а в аптеках свободно продавались камфорная настойка опия от поноса, героин от астмы, успокоительные с опиатами и обезболивающие на основе морфия. С помощью первой жены он смог побороть это пристрастие.

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

В декабре 1917 года Булгаков поехал в Москву за разрешением вернуться в Киев, но получил отказ. В городе были беспорядки — шла революция. Булгаков писал: «Недавно в поездке в Москву мне пришлось видеть воочию то, что больше я не хотел бы видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве. Видел голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров».

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Булгаков писал: «В 1919 году, проживая в городе Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». Ему приходилось скрываться или убегать. Татьяна Лаппа вспоминала, как муж избежал мобилизации в армию Петлюры: «Он потом рассказал, что как-то немножко поотстал, потом ещё немножко, за столб, за другой и бросился в переулок бежать. Так бежал, так сердце колотилось, думал инфаркт будет».

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

В 1920 году, во Владикавказе, состоялись две премьеры: комедия о бандах времен Гражданской войны «Самооборона» и драма о крахе старых идеалов «Братья Турбины». Михаил Булгаков писал своему двоюродному брату Константину: «Турбины» четыре раза за месяц шли с треском успеха <…> Как бы я хотел, чтобы ты был здесь, когда «Турбины» шли в первый раз. Ты не можешь себе представить, какая печаль была у меня в душе, что пьеса идет в дыре захолустной, что я запоздал на четыре года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

В 1921 году Михаил Булгаков переехал в Москву. Сначала он работал хроникером в «Торгово-промышленном вестнике», после его закрытия перешел в газету «Рабочий», а потом устроился обработчиком писем в издание «Гудок». Денег катастрофически не хватало, и Булгаков брался за любую работу. В своем дневнике от 26 января 1922 года он писал: «Вошел в бродячий коллектив актеров: буду играть на окраинах. Плата 125 за спектакль. Убийственно мало. Конечно, из-за этих спектаклей писать будет некогда. Заколдованный круг <…> Питаемся с женой впроголодь»

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

В 1923 году он начал работу над романом «Белая гвардия». Днем он писал фельетоны для «Гудка», вечерами трудился над произведением. Татьяна Лаппа вспоминала: «Писал ночами «Белую гвардию» и любил, чтоб я сидела около, шила. У него холодели руки, ноги, он говорил мне: «Скорей, скорей горячей воды»; я грела воду на керосинке, он опускал руки в таз с горячей водой».

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Летом 1923 года Булгаков написал «Дьяволиаду», после выхода текста писатель Евгений Замятин отметил: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт, быстрая, как в кино, смена картин <…> Абсолютная ценность этой вещи Булгакова — уж очень какой-то бездумной — невелика, но от автора, по-видимому, можно ждать хороших работ».

Вторая жена Булгакова, Любовь Евгеньевна Белозерская

Вторая жена Булгакова, Любовь Евгеньевна Белозерская

Зимой 1924 года на вечере газеты «Накануне» Михаил Булгаков познакомился с Любовью Белозерской. Во время революции она вместе с мужем эмигрировала во Францию, потом развелась и вернулась в советскую Россию. Вскоре Булгаков расстался с Татьяной Лаппа и женился на Белозерской.

«Нельзя было не обратить внимания на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор. Мне нравилось все, принадлежавшее его перу <…> Одет он был в глухую черную толстовку без пояса, «распашонкой». Я не привыкла к такому мужскому силуэту; он показался мне слегка комичным, так же как и лакированные ботинки с ярко-желтым верхом, которые я сразу окрестила «цыплячьими»

Любовь Белозерская, мемуары «О, мед воспоминаний»

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

7 мая 1926 года в квартиру к писателю пришли с обыском. Политбюро начало кампанию против сменовеховцев — эмигрантов, которые выступали за примирение с Советской Россией. Несколькими днями ранее был арестован и выслан за границы Исайя Лежнев — редактор журнала «Россия», где печатался Михаил Булгаков.

«В один прекрасный вечер, — так начинаются все рассказы, — в один прекрасный вечер на голубятню постучали (звонка у нас не было) и на мой вопрос «кто там?» бодрый голос арендатора ответил: «Это я, гостей к вам привел!». На пороге стояли двое штатских: человек в пенсне и просто невысокого роста человек — следователь Славкин и его помощник с обыском»

Любовь Белозерская, вторая жена Булгакова

Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Булгаков. Останкино, 1926

Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Булгаков. Останкино, 1926

Во время обыска у Булгакова изъяли дневник и сатирическую повесть «Собачье сердце». Историю профессора Преображенского, который превратил бездомного пса в грубого, малограмотного, но успешного в советских реалиях Шарикова, писатель надеялся напечатать в альманахе «Недра». Однако в Госбезопасности произведение охарактеризовали так: «…такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов». Вернуть рукопись удалось только через три года: за писателя вступился Максим Горький. Повесть так и не была напечатана при жизни автора, но текст распространялся в самиздате.

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

«Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление»

Иосиф Сталин, «Ответ Билль-Белоцерковскому»

Булгаков писал брату Николаю в Париж: «Я сейчас уже терплю бедствие. 15-го марта наступит первый платеж фининспекции <…> Полагаю, что если какого-нибудь чуда не случится, в квартирке моей миленькой и сырой вдребезги <…> не останется ни одного предмета. Барахло меня трогает мало. Ну, стулья, чашки, черт с ними! Боюсь за книги!».

«Ныне я уничтожен. Уничтожение это было встречено советской общественностью с полной радостью и названо «достижением». Скажу коротко: под двумя строчками казенной бумаги погребены — работа в книгохранилищах, моя фантазия <…> Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо»

Михаил Булгаков, письмо Правительству СССР

А 18 апреля 1930 года Булгаков снял трубку телефона и услышал голос Сталина:

  • (Сталин) - Вы где хотите работать, в Художественном театре?
  • (Булгаков) - Да, но отказали.
  • (Сталин) А подайте заявление ещё раз. Мне кажется, они согласятся.

И вскоре Булгаков вышел на работу во МХАТ.

Булгаковский Дом в Москве

Булгаковский Дом в Москве

В театре Булгаков занимался инсценировкой — он собирался ставить «Мертвые души» и «Войну и мир». Писатель говорил своему другу Павлу Попову: «И вот к концу своей писательской работы я был вынужден сочинять инсценировки. Какой блистательный финал, не правда ли? Я смотрю на полки и ужасаюсь: кого, кого еще мне придется инсценировать завтра? Тургенева, Лескова, Островского? Последний, по счастью, сам себя инсценировал, очевидно предвидя то, что случится со мною в 1929 и 1931 году».

Дом в Киеве, в котором в 1906—1921 гг. жил Булгаков

Дом в Киеве, в котором в 1906—1921 гг. жил Булгаков

В 1932 году Михаил Булгаков развелся с Любовью Белозерской и женился на Елене Шиловской. С ней писатель познакомился на вечере у друзей. Шиловская была замужем за высокопоставленным чиновником. Когда ее отношения с Булгаковым открылись, супруг Шиловской отказался давать развод и запретил видеться с писателем. Однако спустя год он сдался и разрешил жене уехать. Шиловская помогала Булгакову во всем: печатала под диктовку произведения, вела все его дела.

В 1933 году Булгаков вернулся к «Роману о дьяволе». Литератор писал Вересаеву: «Задыхаясь в моих комнатёнках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадёт в Лету!». Булгаков долго подбирал название: роман назывался то «Консультант с копытом», то «Копыто инженера», то «Гастроль (Воланда)». В первом, сожженном варианте Мастера и Маргариты не было вообще: герои появились уже во второй версии. Прототипом Маргариты стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Тогда же история Иешуа и Понтия Пилата из главной линии романа превратилась в сочинение Мастера.

Елена Сергеевна Булгакова (урожденная Нюренберг, по первому мужу – Неелова, по второму мужу – Шиловская)

Елена Сергеевна Булгакова (урожденная Нюренберг, по первому мужу – Неелова, по второму мужу – Шиловская)

Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Когда они познакомились, она была замужем за генералом Евгением Шиловским, а писатель — женат на Любови Белозерской. Влюбленные начали встречаться тайно, как и герои романа. Шиловская вспоминала: «Я поняла, что это моя судьба… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Во время работы над «Мастером и Маргаритой» писатель делал выписки из богословских трудов, энциклопедических словарей и философских учений. Тетради были поделены на темы: «О дьяволе», «Иисус Христос», «О боге». Поэт Константин Симонов говорил: «Этот роман, по-моему, лучшая вещь Булгакова, а если говорить об истории Христа и Пилата, то это вообще одни из лучших страниц русской литературы 20-го века». К 1938 году роман был готов, однако править его Булгаков продолжал до своей смерти.

Кот Бегемот, знаменитый помощник Воланда в романе «Мастер и Маргарита», говорит: «Кот — древнее и неприкосновенное животное». Однако сам автор, вопреки популярному мнению, к кошкам был равнодушен. Его вторая жена Любовь Белозерская вспоминала: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку». А героя Булгаков назвал в честь своего умного пса Бегемота, которого очень любил. По другой версии, прототипом кота был демон чревоугодия Бегемот. Согласно мифам, он мог принимать образ любого животного, обольщал людей и сбивал с праведного пути.

130 лет со дня рождения Булгакова и 55 лет как увидел свет роман "Мастер и Маргарита". Вспомним мастера!

Осенью 1939 года писатель серьезно заболел. В феврале 1940-го он продиктовал последние правки к роману «Мастер и Маргарита». 10 марта того же года писатель скончался. Его тело кремировали, а прах захоронили на Новодевичьем кладбище.

Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова и Елены Сергеевны Булгаковой

Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова и Елены Сергеевны Булгаковой

Этот камень нашла вдова Михаила Булгакова и решила установить памятник на могиле мужа - тот при жизни считал себя учеником Гоголя: в трудное время он обращался к памятнику Гоголя со словами "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью".

Мастер и его Маргарита

Михаил с последней женой Еленой

Михаил с последней женой Еленой

* Татьяна Лаппа после развода, выживая, работала и на стройке, и в регистратуре в поликлинике. Позже вышла замуж за бывшего друга Булгакова, адвоката Давида Кисельгофа. Умерла в Туапсе 10 апреля 1982 года.

* Любовь Белозёрская после развода работала в редакциях "ЖЗЛ", потом стала научным редактором в издательстве "Большая советская энциклопедия". Написала книгу о жизни с Булгаковым "О, мёд воспоминаний". Умерла 27 января 1987 года в Москве.

* Елена Булгакова издала свои "Дневники" и вошла в историю не только как прототип Маргариты, но и как хранитель наследия писателя. Роман "Мастер и Маргарита" увидел свет в 1966 году. Она знала его наизусть. Умерла 8 июля 1970 года.

 

(По материалам Интернета)

Оценки читателей:
Рейтинг 0 (Голосов: 11)

Статистика оценок

10
11
RSS
12:22
+2
  1. Спасибо за статью, интересную и познавательную. Очень понравилось!

Спасибо за прекрасную статью!

Мой любимый писатель. В 13 лет даже школу прогуливала, чтобы читать «Мастера и Маргариту». Самиздат. У подруги... 

12:56
+2

Признательна за интересную статью с познавательным смыслом. Ценность видео в его краткости и понятности.

Мне очень нравится фильм «Собачье сердце» я его несколько  раз пересматривал. А  вот читал пока только рассказы. Но у меня всё впереди))) Замечательный писатель!

16:50
+1

Ирина,  спасибо за интересный материал и память о гениальном Мастере. Очень люблю произведения М.Булгакова и подборку статей и фото.  Необходимо рассказывать и пропогандировать творчество замечательных людей и писателей. Большинство наших познаний о биографии ограничено рамками школьной программы. Конечно, благодаря интернету, можно много интересных фактов узнать об интересующем авторе. А Вы собрали интереснейшую подборку для всех  нас, плюс к тому, мы еще имеем возможность пообщаться и обменяться мнениями в комментариях.

17:47

Ирина большое спасибо за такую статью, в которой вы описали весь недолгий жизненный путь Михаила Булгакова. Его роман Мастер и Маргарита действительно непревзойдённый шедевр. Поэтому очень интересной и познавательной было подробная информация о великом писателе.

20:03

Интересный материал. Спасибо за память.

21:26

Дорогие друзья, это мне прислал канал «Культура», и мне захотелось поделиться этой информацией с вами!!!

Маргарита — Елена Шиловская-Булгакова, Маргарита из «Фауста» и королева Марго

Отношения Елены Шиловской и Елены Шиловской развивались так стремительно, что их можно описать фразой из романа «Мастер и Маргарита»: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке… Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется делать это таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла… Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе.Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Литературным прообразом главной героини романа стала Маргарита из драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Искренняя и самоотверженная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать ада. Благодаря такой же любви Маргариты Мастер «заслужил покой».

Кроме того, Булгаков наделил свою героиню чертами исторической личности — французской королевы Маргариты Наваррской. Она была необыкновенно образованной женщиной для своего времени: знала латынь и греческий язык, стала одной из первых писательниц во Франции.

Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке… очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я… буду вести под руку в Москве по бальным залам.Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Михаил Берлиоз — Демьян Бедный

Прообразом Михаила Берлиоза стал Демьян Бедный — советский поэт, автор множества антирелигиозных стихов. Об одном из таких произведений говорят Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах, перед встречей с Воландом.

Берлиоз напоминает Демьяна Бедного и внешне: «Первый из них, приблизительно сорокалетний… был упитан и лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». От себя автор добавил к портрету Бедного очки, а характерный головной убор превратил из зимнего в летний.

По сюжету романа Михаил Берлиоз был председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ. Булгаков придумал ее как пародию на писательские союзы того времени: Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и Мастерскую коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ). Еще одним прототипом Берлиоза стал председатель РАППа Леопольд Авербах. В конце 1920-х годов он вместе с Владимиром Билль-Белоцерковским и Владимиром Киршоном участвовал в кампании против Булгакова, писал критические статьи о его произведениях.

Иван Бездомный — Александр Безыменский

Поэт Александр Безыменский был еще одним яростным критиком Булгакова. Он писал стихи о революции и сатирические произведения, а в 1929 году опубликовал пьесу «Выстрел» — пародию на «Дни Турбиных».

Безыменский писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это не более чем рифмованная журналистика.Вольфганг Казак. «Лексикон русской литературы ХХ века»

Фамилия Александра Безыменского созвучна псевдониму, который Михаил Булгаков дал своему персонажу — Бездомный. А в ссоре героя с поэтом Рюхиным автор спародировал конфликты Безыменского и Владимира Маяковского.

…Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.Из стихотворения Владимира Маяковского «Юбилейное»

Безыменский отвечал оппоненту не менее едкими эпиграммами: «Шумел, горел пожар московский»… Все думали, что Маяковский!»

Был у Ивана Бездомного и литературный прообраз — Джон Стентон, герой романа Чарльза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец». Завязка этого произведения напоминала сюжетную линию «Мастера и Маргариты»: Стентон встретился с живым воплощением дьявола, как и Бездомный с Воландом. Обоих героев эта встреча привела в сумасшедший дом.


21:45

Оттуда же все адреса в романе «Мастер и Маргарита»:

10 булгаковских адресов в Москве:

Патриаршие пруды

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах, «в час небывало жаркого заката». До XVII века здесь находилось болото, затем его осушили и построили резиденцию патриарха Гермогена. В 1683 году здесь появились три пруда, в которых разводили рыбу. За ними закрепилось название Патриарших. Но после пожара 1812 года два из трех прудов засыпали, и до наших дней сохранился только один — самый большой. Вокруг него разбили небольшой сквер.

Во времена Булгакова место переименовали в Пионерские пруды. Но это название не прижилось среди москвичей, поэтому писатель и использовал в романе старое наименование — Патриаршие.

«Нехорошая квартира»

Большая Садовая улица, 10

Ее реальным прообразом стало жилье самого писателя: квартиру с таким же номером он снимал в доме №10 по Большой Садовой с 1921 по 1924 год. До революции здание было доходным домом и принадлежало промышленнику Илье Пигиту. В советское время оно стало одним из первых московских строений, где появились коммунальные квартиры.Сейчас на Большой Садовой, 10 располагается театр-музей «Булгаковский дом»

Театр «Варьете» — Московский мюзик-холл

Большая Садовая улица, 18

на его месте сейчас находится Театр сатиры.

К мюзик-холлу примыкал сад «Аквариум».

Он тоже фигурирует на страницах «Мастера и Маргариты», но под названием Летнего сада.

Дом Грибоедова — Литературный институт им. Горького

Тверской бульвар, 25,

где в романе располагалась литературная организация МАССОЛИТ, стал Дом Герцена.

А во времена Булгакова это здание занимали сразу две литературные организации: Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей, соответственно РАПП и МАПП. Пародией на них и стал вымышленный МАССОЛИТ.

Подвал Мастера

Мансуровский переулок, 9

там жили друзья писателя, братья Владимир и Сергей Топлениновы. Булгаков часто бывал у них в гостях: для него даже отвели специальную комнату, чтобы он мог оставаться там ночевать.

Особняк Маргариты: Дом приемов МИД

улица Спиридоновка, 17 — особняк жены Саввы Морозова Зинаиды Морозовой!

Большой Гнездниковский переулок: место встречи Мастера и Маргариты

В Большом Гнездниковском переулке в конце 1920-х годов находилась редакция газеты «Накануне», где работал Булгаков.

Торгсин

улица Арбат, 54/2, строение 1

В 1936 году Торгсин закрылся. Его здание на Арбате занял универмаг «Смоленский», на верхних этажах располагались в основном коммунальные квартиры. Сейчас часть этого здания находится в распоряжении Министерства иностранных дел.

Дом Пашкова — резиденция Воланда

улица Воздвиженка, 3/5, строение 1

Во времена Булгакова там располагалась Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, сейчас это Российская государственная библиотека.

Елена Шиловская вспоминала, что Дом Пашкова был одним из любимых мест Булгакова в Москве. Он часто бывал в библиотеке, когда искал информацию для своих произведений. А в одной из ранних редакций «Мастера и Маргариты» автор описывал Дом Пашкова гораздо подробнее, чем в финальной версии: Воланд и его свита спускались с крыши особняка, проходили через читальные залы и оказывались во внутреннем дворике.


Спасибо за великолепную статью! Очень интересный материал с прекрасным информационным сопровождением!