Мастер-класс по поэзии №10. Аллегория. Метонимия

Мастер-класс по поэзии №10. Аллегория. Метонимия

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, слово или оборот речи, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Аллегории используются в народном творчестве, в баснях, сказках, пословицах, притчах, где образы животных наделяются определенными человеческими качествами. Аллегорическими являются все басни И.А. Крылова, в которых  животные наделены  отрицательными человеческими качествами. В каждом животном зашифрован какой-то характер: Так,

Лиса – это олицетворение  хитрости и заискивания.
Осел – упрямство и невежество.
Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
Петух – самолюбие и зазнайство.
Заяц – хвастовство и трусость.
Стрекоза – беспечность.
Муравей – трудолюбие.
Мартышка – глупость и так далее.

Продолжая традиции фольклора, многие писатели посредством аллегории смогли высказать свое отношение к разным аспектам общественной жизни: М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пьесах «Баня», «Клоп». В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя аллегорическим смыслом наполнены такие фамилии персонажей, как Собакевич, Молчалин, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова - Скалозуб.

Аллегорическое значение в поэзии  приобрели времена года. Весна символизирует духовное возрождение, надежду на лучшую жизнь. Осень в поэзии часто выступает в качестве  символа упадка жизни и духа, неустроенности человека, в душе наводит тоску и печаль.
Другие примеры аллегорий: весы – правосудие, крест – страдание, якорь – надежа, сердце – любовь, змея – коварство, белый голубь – мир, разорванные цепи – свобода, ягнёнок – беззащитность, лев – власть, сила.

МЕТОНИМИЯ — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Перенос наименования с одного предмета на другой может возникать на основе смежности:

а) названия сосуда, ёмкости и его содержимого: выпью стакан; разолью кувшин;
б) помещения и того, что в нем находится: купить спальню (предметы мебели);
в) места, населённого пункта и его жителей: деревня обсуждает, Париж спит;
г) места и исторического события, связанного с ним: вспомним Бородино;
д) материала и изделия из него: в кармане осталось немного меди; в шкафу сияет хрусталь;
е) растения — пища из него: вкусная капуста, тушёная морковь;
ж) имени автора — его творение: слушал Чайковского; люблю Репина; читаю Высоцкого;
з) органа человека — заболевания: у него сердце; положили в стационар с печенью;
и) коллективного мероприятия — его участников: собрание постановило;
к) действия — результата или его места: яблочное варенье, подземный переход, черный выход;

Примеры метонимии в литературе:
 «Где бодрый серп гулял и падал колос…» (Ф. И. Тютчев.)
«Я три тарелки съел…» (И. А. Крылов.)
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н. В. Гоголь).

Использованы материалы статей: http://russkiiyazyk.ru/leksika/metonimiya.html , https://stihi.ru/2018/01/22/4255
 
Задание 1: Назовите использованные тропы:

1. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (Есенин)
2. Ликует буйный Рим. (Лермонтов)
3. Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (Есенин)
4. «Все это капля в море!» - с горечью сказал Андрей. (Иващенко)
5. «Я вас не видел тысячу лет», - с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне.
6.  И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнью в крови. (К. Батюшков)
7. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
   Попал на псарню.
   Поднялся вдруг весь псарный двор —
   Почуя серого так близко забияку. (И. Крылов)

Задание 2:  Поделитесь своими стихотворными строками, в которых есть средства художественной выразительности.

Оценки читателей:
Рейтинг 10 (Голосов: 5)

Статистика оценок

10
5
12:59
390
RSS
13:55 (отредактировано)
+4

1 — сравнение.

2 — олицетворение

3 — олицетворение

4 - 

5 — гипербола

6 — метафора

7 -аллегория

Вот стихи с олицетворением:

Надежды ветхое тряпьё
Изорвалось уже в дороге:
Она обила все пороги,
Но некому согреть её.
Скажи: кому она нужна-
Оборвыш, глупая девчонка,
Всегда с протянутой ручонкой —
Какого ей ещё рожна!?
И гоним нищенку мы прочь,
Не видя в гордом ослепленьи
Её высокого стремленья
Отчаявшимся нам помочь.
19:19 (отредактировано)
+2

Галина, великолепный пример! Даже не олицетворения, а, мне кажется – аллегория! Олицетворение – это отдельное слово («весна пришла» — оживление природы), а тут все строки описывают образ надежды. Я по вертикали перечитала статьи про аллегорию – она употребляется не только в баснях и притчах, но и в стихах. Посмотрим, что скажут, те, кто внимательнее прочтёт статьи. В начале после «дороге», может, лучше поставить тчк? Иначе кто «она»? Понятно, что «надежда», но если разобрать по членам предложения? Получается, что определяемое слово «тряпьё».

23:00
+1

Интересное стихотворение! Первые две строки особенно понравились!

Если это осень — голая девчонка в Вашем стихотворении, Галина, то скорее всего аллегория.

Татьяна, «голяа девчонка» — это любовь.

Какой смысл, какие эмоции. Классно!

Спасибо.

15:57
+2

Любовь, снова нас учите неизвестным и интересным средствам художественной выразительности. Благодарю! Скажу честно, прочитала бегло. В данный момент нет времени, а поупражняться хочется. 

Задание 1: Назовите использованные тропы:

1. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (Есенин) Сравнение

2. Ликует буйный Рим. (Лермонтов) Эпитет

3. Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (Есенин) Олицетворение

4. «Все это капля в море!» — с горечью сказал Андрей. (Иващенко) Литота

5. «Я вас не видел тысячу лет», — с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне. Гипербола

6. И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнью в крови. (К. Батюшков) Метонимия

7. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку. (И. Крылов) 
Аллегория

Задание 2 постараюсь выполнить позже.

Елена, приветствую! Ответы на 1 задание будут позже.

14:30
+3

1. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (Есенин) — СРАВНЕНИЕ
2. Ликует буйный Рим. (Лермонтов) — МЕТОНИМИЯ
3. Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (Есенин) — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
4. «Все это капля в море!» — с горечью сказал Андрей. (Иващенко) — ЛИТОТА
5. «Я вас не видел тысячу лет», — с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне. — ГИПЕРБОЛА
6. И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнью в крови. (К. Батюшков) не совсем понимаю значение этоговыражения вообще, но кажется, что это — МЕТОНИМИЯ
7. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку. (И. Крылов) — АЛЛЕГОРИЯ

Стих длинноватый, но надеюсь, что не сильно затрудню с проверкой.

Ох, побывал на юбилее… Подруга накрывала стол,
А я взирал, как веселеет на самобранке разносол: — олицетворение

Тут и картошка, и салаты, и свежежареный шашлык,
Компот в кувшинчике пузатом и тонко резанный балык!

Когда в рисунок кулинарный (метонимия) местилась булочек копна, — олицетворение

Крепился я, чтобы банально со рта не вытекла слюна.
Ну, всё в порядке, слава Богу, уж пью вино за первый тост.
Мелькнула ласточкой тревога (аллегория), что был он всё-таки не прост.

Но черт бы с ним (аллегория) — такие яства, что просто кругом голова (метонимия).
Тут игры в ход пошли и пляски, как у людей — не трын трава. (сравнение)
После восьмой или десятой, когда я был и сыт и пьян,
Вдруг понял, что почти женатый и надо драпать. Но диван...

Диван — незваная услуга… (аллегория) И я свалился отдохнуть.
Очнулся, рядышком подруга, не позволяет упорхнуть.
Вот побывал на юбилее! Польстился вдруг на разносол.
Но женский замысел сильнее. Пытался смыться. Не ушёл.

15:00
+3

Стихотворение просто класс! Очень понравилось! 

Спасибо, Лена. Ждём Ваше. У Галины тоже классное стихотворение

Татьяна, благодарю за предоставленный богатый (как всегда) материал. Как легко Вам удаётся юморить! Что ни строчка, то СХВ! Молодец! Будем разбираться, что за грибы-грибочки Вы нам принесли. Хотя разные «учёные» немного по-разному их классифицируют. Итак, есть фразеологизмы – кругом голова, трын-трава, и сыт и пьян. Пузатый и другие слова, определяющие сущ-ые ( отв на вопрос какой) – эпитеты. Пока не вытекла слюна – это ли не гипербола? Мелькнула ласточкой – метафора (мелькнула как ласточка – сравнение) и другие. «В рисунок кулинарный» — отв на вопрос какой – должно быть эпитет. Аллегория-таки проходит сквозь весь текст – это басни, притчи. Будем ждать, кто предоставит нам басню, как пример аллегории.

Спасибо, Любовь. мне кажется я так и не разберусь в этих СВХ. Я уже в следующий раз таблицу себе сделаю с обозначениями, вопросами и примерами. спасибо за идею — подсказали.

15:14
+2

Любовь, я написала стихотворение для мастер-класса. Разместила ниже в комментариях. 

Ух ты, наюморили, всех на сайте уморили. Когда «Финт» шёл где вы были, всех бы тоже рассмешили!

15:13 (отредактировано)
+2

Любовь, мне с трудом удаётся собрать в одном стихотворении много средств художественной выразительности. Насчёт аллегории не совсем уверена. 

Дивная ночь

Мириады звёзд горят – гипербола 
В шелке небосвода. – метафора 
Ночи манит дивный взгляд, – эпитет 
Царствует природа. – олицетворение

Время – вечный часовой. – олицетворение 
Море катит воды.
В глубине плывут гурьбой – олицетворение 
Жители свободы. – аллегория

И на гребешке волны
Месяц виден ясный –
Братец полной он луны,
Сочиняет сказки. – олицетворение

Бродит по небу тайком
Зодиак по кругу.
Деве юный Орион
Простирает руку. – олицетворение

И вот-вот произойдёт
Чудо дивной ночи.
Только близится восход,
Жаркий день пророча.

15:38 (отредактировано)
+1

Лена, в Ваших стихах видится прогресс. Они мелодичнее звучат. Немного выпадает одна строка: «А созвездия по небу». Может так: А созвездий фаэтон Катит в небе кругом.

16:11
+2

Большое спасибо за похвалу и за помощь. У меня рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. Согласна, что кое-где рифма хромает. Возможно заменю слова «по небу» на слова «кругом». Нужно подумать. Узнаю мнение Любови и при возможности доработаю стихотворение.

16:35
+2

Татьяна, посмотрите, пожалуйста, сейчас, я изменила катрен, на который Вы указали. 

Елена, хорей как раз подходит для описания ночной картины, ритм идеальный. Рифмы – шикарные, нет однородных рифм. Хорошие точные рифмы разбавляются неточными: ясный – сказки, тайком- Орион. Но созвучия в них очень мало, это ассонансные рифмы, в одном ряду с другими точными рифмами портят картину. Как раз там и смысл странный: месяц братец луны? Орион летом у нас не виден, считается осенне-зимним созвездием. Он не может Деве простирать руки, так как в одной руке он держит щит, в другой дубинку. По мифологии с Девой у него никаких дел нет. Все СХВ определены верно, + метафора «на гребешке волны», несмотря на их обилие в начале – они пришлись к месту, переплетаются органично. «Жители свободы» — действительно аллегория, но она не понятна, лишняя здесь. Аллегория в лирике – редкое явление. Если она есть, то является основным СХВ, как в стихотворении у Галины (замечательный пример!). Лучше в начале указать ГДЕ и КОГДА. «Где» указано – «в шёлке небосвода», а вот когда? Тоже понятно, но «близится восход» в конце – неожиданно, только началось описание картины ночи, а уже рассвет близится.

23:03
+2

Благодарю, Любовь, за похвалу и за пояснения. Подумаю, как усовершенствовать стихотворение. 

10:05
+3

Любовь, я заменила последние 10 строк. Хотела бы узнать, стало ли на Ваш взгляд стихотворение звучать лучше и стало ли более понятно читателю. Благодарю!

Звездная ночь

Мириады звёзд горят
В шелке небосвода.
Ночи манит дивный взгляд,
Царствует природа.

Время – вечный часовой.
Море катит воды.
В глубине плывут гурьбой
Жители свободы.

И на гребешке волны
Месяц виден ясный,
Навевает людям сны,
Сочиняет сказки.

Все созвездия тайком
Землю посещают.
Озаряют каждый дом,
Радость предвещают.

Освещает Млечный путь
Ярких звёзд сиянье.
Бесконечно длится пусть
С космосом свиданье. 

Елена, стихотворение стало звучать намного лучше!

Только во 2-м катрене меня немного сбили с толку строки:"

Время – вечный часовой.
Море катит воды.
В глубине плывут гурьбой
Жители свободы."

Я подумала, что речь идёт о дельфинах.

12:19
+2

Большое спасибо, Галина! Я имела ввиду морских жителей: думала одновременно и о дельфинах, и о рыбах. 

12:40 (отредактировано)
+4

Вообще-то у вас стихи о звёздной ночи, о небе, поэтому 2-й и 3-й карены я бы убрала.

Галина, верно замечено.

14:29
+1

Благодарю за Ваши советы, Галина! Подумаю! 

Елена, молодец — наглядно показываешь, как надо работать с текстом. Рифмы, ритм — на отлично. В конце — Млечный Путь не может освещать звёзды, так как он из них же и состоит. Все звёзды, которые мы видим невооружённым глазом, входят в состав нашей галактики Млечный Путь. Я как-то работала в детской астрономической обсерватории, увлеклась астрономией, кое-что уяснила для себя. «Озаряют» и «освещают» — повтор мысли. Предлагаю из последних 2х катренов сделать один, оставив шикарные 2 последние строчки. Не надо бояться делать стихо короче, пусть будет короче, но яснее, конкретнее. 

 «Щедро дарит Млечный Путь...»

14:41 (отредактировано)
+2

Благодарю, Любовь! Имела ввиду, что сияние звезд освещает Млечный путь. Полностью согласна, что освещает и озаряет имеют один и тот же смысл. Не могу отказаться по совету Галины от описания моря, потому что я считаю, что звезды и море можно наблюдать одновременно. Надеюсь, последняя версия моего стихотворения. 

Звездная ночь

Мириады звёзд горят
В шелке небосвода.
Ночи манит дивный взгляд,
Царствует природа.       

Время – вечный часовой.
Море катит воды.
В глубине плывут гурьбой
Жители свободы.       

А на гребешке волны
Месяц виден ясный,
Навевает людям сны,
Сочиняет сказки.       

Щедро дарит Млечный Путь
Звёздное сиянье.
Бесконечно длится пусть
С космосом свиданье.

19:40 (отредактировано)
+3

Лена, ты большая трудяжка, вот и получился стих-вкусняшка! 

20:27
+1

Работы много и нет времени, чтобы всё хорошо обдумать. А может просто пегас улетел в теплые края?

00:04 (отредактировано)
+2

Елена, теперь ровненько и по смыслу. Замысел соединения неба и моря мне понятен, картинка рисуется. Может, "А на гребешке волны..."

00:20
+1

Принимаю и исправляю!

Этот вариант лично мне кажется органичнее. Хорошо поработали.

Мне, как и Галине, сначала показалось слишком вычурным — жители свободы. Но потом, поразмыслив, решила, что это возможно. Птицы, рыбы, звери, они жители своих стихий и свободны в передвижениях. У рыб нет практически домов, нет привязанность. Любой камень на пути — пристанище… Почему и нет.

Но в рассуждениях Галины есть свой резон. Можно выделить второй и третий столбец в другое стихотворение — написать два! То есть одно есть, дописать второе

Но. Но, Уважаемая коллега, Вы нас слушать слушайте, а решения сразу не принимайте. Пробуйте, ищите. Прогресс  чувствуется. Значит, Вы -Елена прекрасная, движетесь в правильном направлении.

14:46
+2

Татьяна, последний абзац заставил меня улыбнуться. Спасибо! Я стараюсь прислушиваться ко всем советам и принимать все предложения, а потом принимаю решение. Многое можно самой не увидеть. Но, конечно же, с чем-то я согласна, а с чем-то нет и это естественно. Поэтому важно мнение коллег и единомышленников. 

19:47 (отредактировано)
+1

Лена, первый столбец и последний читаются как отдельный стих, и второй с третьим также.

Но и все вместе они представляют собой интересное произведение. Встречаются сокращённые  стихи других авторов. То есть можно использовать две формы: полная версия и неполная. А у тебя так вообще получится 3 прекрасных стиха, имеющих смысл.

20:24
+3

Благодарю, Таня! Для меня все видится гармоничным. 

Действительно, могут получиться два коротких, но интересных по содержанию  стиха!

23:12 (отредактировано)

(Дактиль) и, скорее всего, мной использованы виды стихотворных троп:

МЕТОНИМИЯ, СРАВНЕНИЕ