Мастер-класс №7. Стихотворный размер. Логаэд

Мастер-класс №7. Стихотворный размер. Логаэд

ЛОГАЭД – это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки должны быть написаны по одной схеме. Логаэды знала уже античная поэзия, но в русской поэзии до XX их было относительно мало. Русская культура предпочитала повторение одних и тех же стоп. В XX веке логаэды оказались активно воспринятыми русской культурой, их ритмические возможности проявились в полной мере.

Возьмём четверостишие из произведения Марины Цветаевой «Стол»:
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял – как шрам.
01 001 01
01 001 01
01 001 01
01 001 01
Можно увидеть, что в данном примере каждая строчка имеет сложную повторяющуюся схему: ямб, анапест, ямб. Если эти строки подправить под ямб – исчезнет драматизм в повествовании. Логаэд расширяет возможности стихосложения, позволяя создавать оригинальные ритмы, служит инструментом для передачи настроения, эмоционального состояния за счёт неровности звучания. В логаэде можно использовать любой из размеров - ямб, хорей, амфибрахий, дактиль или анапест. Чаще всего встречаются хориямбы, ямбохореи, сочетания дактиля и хорея 100+10, анапеста и ямба 001+01 и другие. Главное, чтобы созданная схема строго повторялась в каждой строчке. Иногда ритм чётных строчек может отличаться от ритма в нечётных.
Примеры из моей практики:

УХОДЯ – УХОДИ

Ранил душу, кинув ключи…
Ты бросаешь меня, мой милый?!
Я молчу, но ум мой кричит,
И меня покидают силы.

В горле ком, по телу озноб…
Но не мучилась долго чтобы,
Ты контрольным выстрелом в лоб
Хлопнул дверью –  как крышкой гроба.

10 10 10 01         хорей, хорей, хорей, ямб 
00 10 01 01 0      хорей, хорей, ямб, ямб
00 10 10 01
00 10 01 01 0

10 10 10 01
00 10 01 01 0
00 10 10 01
10 10 01 01 0

***
После дождика на небе дуга,
Словно мостик разноцветный, легла.
Стал простор небесный вновь голубым,
Лишь вдали темнеют тучи как дым.
10 10 00 10 01    хорей, хорей, хорей, хорей, ямб 
10 10 00 10 01      
10 10 10 10 01
00 10 10 10 01
(интонационный рисунок: перед ямбом пауза и последняя стопа (ямб) читается с повышением интонации, торжественно)

***
Скучно мне катастрофически
В школу опять ходить,            
Почерком каллиграфическим
Буковки выводить.
10 00 00 10 0   хорей, ямб, ямб, хорей
10 01 01           хорей, ямб, ямб
10 00 00 10 0
10 00 01

КАЛАМБУРНЫЕ РИФМЫ - выразительное средство художественной речи, один из основных видов языковой игры в поэзии, прием создания комизма, иронии. Пристрастие поэтов к каламбурной рифме объясняется тем, что поэт как бы открывает в них новые, неожиданные смыслы, внешне мотивируемые различным образом: то шуткой, то глубоким раздумьем. С давних времен в русском фольклоре использовались каламбурные рифмы. Двусмысленность и созвучие слов обыгрывались русскими поэтами и в XVIII в. (А. П. Сумароковым, Г. Р. Державиным и др.), в первой половине XIX в. (А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, В. И. Далем и др.), но популярным излюбленным стилистическим средством они стали со 2-й половины XIX в. благодаря блестящим каламбурам Д. Минаева:

Область рифм - моя стихия,
И легко пишу стихи я
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

В XX в. каламбурную традицию в стихотворчестве продолжили В. Маяковский, Н. Асеев, Н. Глазков, Я. Козловский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др., а также мастера каламбура и афоризмов Д. Авалиани, Л. Шерешевский, С. Аксененко, Н. Голь, С. Федин и др.
Каламбурная рифма - строится на фонетической схожести разных по значению слов. Каламбуры могут возникать, когда рифмуются слова-омонимы (коса-коса), словосочетания, которые образуют некоторые составные рифмы (стихия - стихи я) и панторифмы (небом живы – не бомжи вы). Как видно – это одна из разновидностей точной рифмы, которая удачно используется в шуточных стихах и стихах для детей. http://stihi.ru/2020/09/30/377

Задание  1. Поделитесь примерами логаэда.

Задание  2. Предлагаю изучить очень богатую на эту тему статью и на приведённых в ней примерах сочинить свои каламбуры. http://www.iqfun.ru/articles/koroli-rifmy.shtml 
Некоторые примеры каламбурной рифмы: ко злу- козлу, из мяты – измяты, с ухой – сухой, Клар нет – кларнет http://stihi.ru/2022/02/27/2116 , с Толиком – столиком, неспелая – не спела я, послали – посла ли и др. http://stihi.ru/2022/03/10/247

Оценки читателей:
Рейтинг 10 (Голосов: 6)

Статистика оценок

10
6
10:04
504
RSS

Друзья, так как панторимы оказались для нас пока тяжелой ношей, Люба предложила другой вид стихосложения. Попрактикуйтесь, и мы заменим панторимы в турнире на каламбуры.

11:48
+4

Каламбуры — это интересно и забавно! Если не будет участников, то могу предложить включить меня в обе команды!

22:46
+4

Панторим не так уж и сложен, если подумать.

Рождение стихотворения

(триолет-монорим-панторим)


Пишу панторим.
Ищу много рифм.
Ввожу алгоритм.
Пишу панторим.
Держу монорим.
Вяжу четкий ритм.
Пишу панторим.
Ищу много рифм.

P.S. Но речь шла, если не ошибаюсь, что написать нужно именно стихотворение о лете.

Интересно получилось!

02:40
+2

Спасибо!

В том — то и сложность

Михаил, имелся ввиду панторим типа «не бомжи вы — небом живы». Интернет выдаёт ещё панторим как синоним монорима. 

12:19 (отредактировано)
+2

Любовь, благодарю за новый мастер-класс с интересными заданиями.

Задание 1

Логаэд

Весной ветерок шалит — 01 001 01
Природа тепло сулит — 01 001 01
А солнышко льёт свой свет — 01 001 01
И нежность даёт земле. — 01 001 01

Задание 2.

Форменное безобразие

На меня упала стойка. — 00 10 10 10
— Заплатите неустойку! — 00 10 00 10
Я вам не верблюд двугорбый, 00 00 10 10
Человек я очень гордый. 00 10 00 10

Я прошу внимания, 00 10 10 0
Каплю понимания. 10 00 10 0
Это вам не шуточки, 00 00 10 0
Не в болоте уточки. 00 10 10 0

Позже попробую еще написать логаэдом с сочетанием других стихотворных размеров.

Елена, оперативно сработано. В первом задании, действительно, логаэд. 

Только все (2) рифмы грамматические (глагольные), которые считаются примитивными. Одну путём перестановки слов можно убрать, заодно из точной рифмы сделать неточную ассонансную (совпадают только ударные гласные), рифмуются сущ-ные, но в разных падежах, т е получается однородная рифма, но не грамматическая:

А солнышко льёт свой свет   ( вин. падеж)

И нежность даёт земле.   (дат. падеж)

Во 2 задании пока нет каламбуров, но можно сделать, срифмовав «не у стойки — неустойка», " с утки- сутки". Таких примеров в статье не было. Молодец, Елена, проявила творчество и самостоятельность!

15:00
+1

Любовь, благодарю за пояснения. Изменения в логаэд принимаю. А каламбур, видимо, не правильно поняла. Думала, что часть слова может повторятся. Постараюсь написать позже стихотворение с каламбурной рифмой.

19:22 (отредактировано)
+2

Любовь, попробовала ещё раз написать стихотворения с каламбурной рифмой.

У открытого окошка — 00 10 00 10

Восседала гордо кошка. — 00 10 10 10

С улицы донёсся клокот, — 10 00 10 10

Позже звон, разбил стекло кот. — 10 00 10 10

   

Пролетела птица у лица, — 00 10 10 00 1

К горизонту мчится улица. — 00 10 10 10 0

В школе трудиться учитель, — 10 10 00 10 

Дятел — в парке, звучит ель. — 10 10 10 1

23:15 (отредактировано)
+3

Интересно. У меня пока не получается. Сложно. Каламбур четыре строки написала, но как-то не очень. А ты, Лена, молодец!

23:51
+2

Спасибо, Таня, за поддержку. Интересно, но сложновато.

Лена, интересные находки, если смотреть только на написание. Но ударения разнятся: Улица- у лицА. " Стекло кот- клокот"- уже ближе, здесь «стекло» и " ко т" существительные, лучше искать сочетания с предлогами, как в примере с " улицей".

возможно, учит ель?

Но только рифма теряется.

А вообще, Елена, Вы большая умница

10:07
+3

Благодарю, Татьяна!

А я, как и Елена посчитала каламбуром: стойка — не у стойка; ш уточки — уточки

02:42 (отредактировано)
+2

Классно, Елена. Все звёзды  Ваши.

10:07
+2

Спасибо! Люблю звездочки!

13:20
+3

Очень интересно и сложно. Можно будет попробовать позже, свободного времени совсем нет?

Будем ждать!

23:16 (отредактировано)
+2

Интересная тема!!! Спасибо, Любовь, за идеи. 

Попробовала написать:

ЛОГАЭД

Твой жИзненн/ый слОжный/ путь. 

Ты вЕрным/, емУ друг, /будь.

 Нет грАниц / у тЕх, кто/ждёт. 

И к цЕли/своЕй и/дёт.

Попробую каламбур написать. Начало есть, надо думать над продолжением.

23:53
+2

Таня, молодец, что нашла время и присоединилась к мастер-классу! 

Татьяна, молодец, по настроению здесь подходит логаэд — звучит как лозунг, призыв, чувствуется особый эмоциональный накал. Но не все ударения отмечены, отсюда нечеткая схема. Чуть подправлю :

Жизненный сложен путь, 

Верным идее будь! 

К цели своей — вперёд!

Верь, что удача ждёт! 

100 10 1 — дактиль, хорей, хорей (усечённый)- схема повторяется в каждой строчке.

Спасибо за подсказку!

Таня, а если не границ, а граней?

Нет граней у тех, кто ждёт...

Хорошая идея, действительно лучше. Спасибо, Татьяна!

07:14 (отредактировано)
+1

Люба, попыталась написать, как получилось (в любом случае, тема задания интересная, головоломка для мозга, это точно!)

***

Растопите сердца изо льда.

Души ваши спасет Изольда.
***
За грехи свои ждите платы.
В ответ не жди тепла ты.
***
С высоты голубых небес
Смотрит вниз на тебя не бес.
Нити любви ангелочек плетёт.
От тебя он прозрения ждёт.
07:32
+1

Таня, хорошо у тебя получилось. Про Изольду необычно.

Татьяна, " изо льдА — ИзОльда"- не совпадают ударения. " Платы- оплаты" можно, но сбоит ритм- за грехИ — нечётный слог ударный (хорей), а " в отвЕт" — чётный ( ямб). " Небес — не бес" — очень хорошая находка, схема претендует на логаэд, но здесь нет сильных эмоций, лучше сравнять на дактиль, например: 

С высоты бирюзовых небес 

Наблюдает за нами не бес. 

001001001

Про ударение понятно. Поэтому строчки и не имеют продолжения.

С высоты бирюзовых небес

Наблюдает за нами не бес. 

(Чудесное изменение, мне нравится! Спасибо! Если будет время, попробую написать ещё. Такой способ стихоизложения на будущее буду иметь ввиду по степени наполнения словарного запаса такими интересными словосочетаниями. 

Хорошо.

Я бы убрала в слове нити — и: Нить любви ангелочек плетёт

Можно и так, нежнее получается.

02:38
+3

Добрый день всем участникам АРТ-КАФЕ.

Задания усложняются?! Что ж это прекрасно.

1 задание

Душа и имя, Марины Цветаевой.

Пока огнями смеётся бал, 010100101 ямб, ямб, анапест, ямб

Душа не уснёт в покое. 01001010 ямб, анапест, ямб, ямб

Но имя мне Бог иное дал: 010010101 ямб, анапест, ямб, ямб

Морское оно, морское! 01001010 ямб, анапест, ямб, ямб

Константин Симонов, В гостях у Шоу

Мы хозяина, кажется, утомили… 001001000010 анапест, анапест, анапест, ямб, ямб

Пора уезжать – бьют часы на камине. 010011010010 ямб, анапест, анапест, анапест…

Надо встать и проститься, и долгие мили 1010010010010 не уверена, но кажется всё — анапест

Вновь считать на английской зелёной равнине.1010010010010

2 задание.

Я сегодня каламбурю.

В головешке колом буря (можно и по другому, но не этично будет)

Опускает мне на плечи

Новую фигуру речи.

Захотела чаю с мятой,

Лёг на стол листочек смятый,

Мол, пиши, чего дрожать,

То не тесто на дрожжах –

Не ползёт вулканной лавой.

Будет стих и будет слава!

Загордишься, может стать,

Возродишь былую стать!

_

Логаэд — это более интересная и сложная практика. Очень хочется написать серьёзное. Попробую. Спасибо, Любовь.

Татьяна, спасибо, что присоединились и внесли повод для пояснений. Иногда логаэд можно разложить по разному, пробуйте варианты, пока не возникнет рисунок. У Цветаевой попробуйте разделить строку по 2 слога – получите во всех строках одинаковый рисунок ямб ямб хорей хорей хорей ( в некоторых стопах – пиррихий, т е нет ударного слога). У Симонова позже посмотрю.

10:10
+3

Татьяна, приятно видеть Вас на мастер-классе. Всегда с интересом читаю Ваши произведения! Я позже попробую написать ещё логаэд. Это очень интересно для меня.

Спасибо, для меня  — тоже. Но пока не совсем понятно.

Когда нет смешения стоп, всё гораздо проще.

Но учиться всегда интересно

Каламбур интересный!

Спасибо, Таня.

Строки К. Симонова написаны сложным логаэдом. Не думаю, что автор высчитывал стопы, скорее писал по наитию. Возможно и Цветаева также писала, у неё чувство ритма было хорошо развито, ведь она занималась музыкой. Некоторые стихи Цветаевой звучат по-особому (где-то надрыв, отчаяние или другое возбуждённое состояние), этому способствует логаэд – скачки с одного размера на другой. Важно понять, нужно ли его использовать и следить, чтобы переход с одного размера на другой в пределах строки повторялся или во всех строках стихотворения, или в определённых строках строфы. У этого катрена похожи 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Имеются стопы с пиррихием, стык ударных слогов «уезжАть – бьЮт», между которыми пауза (тире). Думаю, начинающим авторам не стоит торопиться упражняться писать логаэдом, достаточно понять, что такое явление есть.

Мы хозяина, кажется, утомили…
Пора уезжать – бьют часы на камине.
Надо встать и проститься, и долгие мили
Вновь считать на английской зелёной равнине.

00 10 01 00 00 10       ямб хорей ямб ямб хорей
01 00 11 01 00 10       ямб хорей ямб ямб хорей
10 10 01 00 10 01 0 хорей хорей ямб ямб хорей ямб
10 10 01 00 10 01 0 хорей хорей ямб ямб хорей ямб

А мне очень понравилось пробовать. Но я, Любовь, согласна, что это очень сложное занятие. И здесь, пожалуй, действительно хорошо иметь музыкальный слух хотя бы.

Спасибо за подробные объяснения.

Татьяна, думаю, свой логаэд создать редко удаётся. Бывает, прочитаешь стихотворение, а там взрыв эмоций, повторяющийся ломаный ритм (логаэд) — и под эту же схему сочинишь своё что-то эмоциональное. 

Татьяна, вижу каламбурные рифмы «с мятой – смятый», «стать-стать». К сожалению, нет определённой статьи об этой рифме. В статье http://www.iqfun.ru/articles/koroli-rifmy.shtml даны отличные примеры, показывающие игру слов, и использованы эти рифмы в шуточных контекстах. Как и фразеологизм, каламбурная рифма может возникнуть в стихотворении спонтанно и сделать стихотворение более выразительным.

Мне кажется, каламбуры скорее всего для лёгкого жанра: шутки, ирония. Мне это сложно даётся.

12:22
+3

Ох и трудная эта работа… логаэд

---

Хмарь. Дожди. И хочется ругаться.
Небо падает в грязь, смотрите!
Ой, коты начинают драться!
Как разнять их? Воды несите.
Сами в лужу рухнули..., и брызги
Обдают сапог голенища.
Ухожу я просекой склизкой,
А за пазухой — холодище!
Сад залит, и тянется по жиже
За кусты бесцветная тина.
Это вам не реки Парижа,
Это та вам ещё картина!
Зябь. Дожди. И хмурые лица.
И вино без вкуса и силы…
Я хотела было напиться,
Я хотела. Не тут-то было...

Мне понравилось, с юмором!!!

Спасибо, Таня, очень приятно

Татьяна, логаэд вполне подходит для выражения смешения чувств. Если сделать схему, то преобладает хориямб 10 10 10 01 0 (кое-где с пиррихием). Нужно только кое-где подправить: не воды — вОду, убрать лишние слоги и др.

Всё не просто, надо хорошо осмыслить и сотни раз перепроверить, чтобы понять. У меня поздний вечер, завтра поосмысляю и напишу. 

Спасибо за науку, трудную, но интересную, Любовь

за вОду спасибо — ДА!

Не тут-то было

Хмарь. Дожди. И тянет ругаться.
Небо падает в грязь, смотрите!
  • Отражается в лужах кляксой
  • Неприглядной картины зритель –
  • Туча. Бью сапогами. Брызги
  • Оседают на голенище.
  • Ухожу я тропинкой склизкой,
  • А за пазухой — холодище!

  • Мокнет сад, завернувшийся в жижу.
  • За кустами бесцветная тина.
  • Это вам не реки Парижа,
  • Это та ещё вам картина!

Зябко. Дождь. Сердитые лица.
И вино без вкуса и силы…
Я хотела было напиться,
Я хотела. Не тут-то было...

16:12 (отредактировано)
+2
№3
В РАЗГАРЕ ЛЕТА

Из городских оков
В самом разгаре лета
Вырваться в сень лесов,
В поле пшеницы мне бы.
Словно морской простор –
Ширь необъятна нивы.
Птиц голосистых хор
Страстным звучит призывом
Слушать, закрыв глаза,
Мирного неба звуки.
Где-то гремит гроза –
Тучи рождают в муках
Ливня большой поток,
Чтоб напоить посевы.
Будут нежней потом
Ветра в лугах напевы.
Бурным теченьем вод
Прочь уплывут невзгоды,
Сладок, как свежий мёд,
Мир, где царит свобода.

логаэд 00 01 01 — хорей, ямб, ямб

Люба, спасибо за стихотворение! Наглядно и понятно. Образно!

Красиво.

Мне кажется, что в строке: «Ширь необъятна нивы.» — звучало бы красивее: Ширь необъятной нивы.

то есть ширь необъятной нивы, как простор...

Татьяна, спасибо. «Необъятная нива» лучше, чем «необъятная ширь». «ширь необъятной нивы» — порядок слов лучше, да и «й» между двух «н» улучшает звучание. 

03:33
+3

Опубликовала сначала  в ответах, но не знаю, может рецензией лучше? Чтобы все могли посмотреть. Переработала своё сочинение. Понимаю, что ошибки ещё есть, но пока так:

Не тут-то было

Хмарь. Дожди. И тянет ругаться. 101010010
Небо падает в грязь, смотрите! 101001010
Отражается в лужах кляксой 001001010

Неприглядной картины зритель – 001001010

Туча. Бью сапогами. Брызги 101001010

Оседают на голенище. 001000010
Ухожу я тропинкой склизкой, 001001010
А за пазухой — холодище! 001000010

Мокнет сад, завернувшийся в жижу 1010010010

За кустами бесцветная тина. 0010010010
Это вам не реки Парижа, 001010010
Это та ещё вам картина! 001010010

Зябко. Дождь. Недовольные лица. 1010010010
И вино без вкуса и силы… 001010010
Я хотела было напиться, 001010010
Я хотела. Не тут-то было… 001001010

И, кстати, я почему -то не всегда понимаю, где надо ставить ударение

Молодец, Татьяна, доработала. Признаюсь, мне всегда приятно работать с Вашими текстами: на фоне хорошо написанного стихотворения легче увидеть свежим взглядом кое-какие другие возможные варианты. Ибо нет предела совершенству! 100 % ная обоснованность логаэда: недовольство плохой погодой, которая, видимо, усугубляет и без того плохое настроение ЛГ. Хорошо бы об этом упомянуть (разлад с любимым, обида, ссора и т д напр. Ты ко мне не пришёл проститься…) 4 ст логаэд стал более чётким, только в 3 стопе то ямб, то хорей. Надо выбрать что-то одно. Предлагаю ямб, тогда получается схема 10 10 01 01 0 (хориямб). Из 8 пар рифм 7 на «и» — получается монорим, тогда и первую рифму на «а» лучше сделать на «и». Монорим и только женские рифмы в конце строк соответствуют для передачи эмоционального состояния ЛГ. Татьяна, я верю, что Вы сами можете это сделать, но мы же здесь учимся, делимся своим опытом, знаниями. Предлагаю свои варианты исправлений. Может, кто-то ещё предложит свои.

1 Мокнет сад, завернувшийся в жижу 10 10 01 00 10 (убираем лишний слог)
   Мокнет сад, окружённый жижей      10 10 01 01 0
2 За кустами бесцветная тина.            00 10 01 00 10
   За кустами болото, тина.                  00 10 01 01 0 (убираем лишний слог)
«Сад, завернувшийся в жижу» — жижа только у корней, а крона не может быть «завёрнутой в жижу». «Бесцветная тина» — цвет есть, но, скорее, он непонятный, грязно-зелёный, возможно.

                        Меняем в третьей стопе хорей на ямб
3. Это вам не реки Парижа,                 10 10 10 01 0
     Это вам не река Парижа                  10 10 01 01 0
4. Зябко. Дождь. Сердитые лица.         10 10 10 01 0
    Зябко. Скрылись по гнёздам птицы. 10 10 01 01 0
Какие лица? Дополнительные персонажи, да ещё в конце текста тут не нужны. Про дождь уже было сказано в начале, лексический повтор ни к чему.
5 И вино без вкуса и силы…   00 10 10 01 0
   А вино отнимает силы         00 10 01 01 0
6 Я хотела было напиться       00 10 10 01 0
Я хотела тогда напиться         00 10 01 01 0
«было» в последней строке уже есть, ещё – не следует злоупотреблять формами этого слова вообще (был, была…).

склизкий -   http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2104878-slov...

11:07
+2

Оригинально! 

спасибо

18:21
+2

Любовь, я постаралась написать логаэд, то есть стих сам таким образом сложился и два четверостишия с каламбурной рифмой. Благодарю за науку!

Про «склизкий» я знала, что слово разговорное, но ведь употребляли его и поэты-  классики, почему нам нельзя? Скользкая — немного другое значение представляется...

Добрый день, Любовь. Спасибо за подробный разбор. Со всеми замечаниями согласна, сама видела, что недоработано.

Но мне на СтихиРе написали, что этот вариант хуже первого: «В первом — жизнь, а тут перечисление событий». Так что мне еще надо подумать. Может еще переписать.

Татьяна, это драматическое произведение или юмористическое? Обычно разговорные слова используются в шуточных стихах. Если это шуточное стихо, ироническое, то таких слов, как «склизкое» ( разговорное по стилю) можно ещё парочку добавить. Тогда некоторые «литературные» слова лучше упростить — «неприглядной», и причастные  обороты в разговоре мы почти не употребляем, «завернувшийся в жижу» скажем " утопает в жиже". Можно использовать анаколуф — намеренное использование стилистических ошибок в речи ЛГ для передачи его характера. Татьяна, как раньше писали классики, нам так писать нельзя: меняется время, меняется язык. Раньше и ударение ради ритма можно было менять «музЫка», «наедИне» ( Ломоносов М. «Науки юношей питают»), и использовать -ся -  «как бы резвясЯ и играя» Ф. Тютчев. Сейчас такое можно в шуточных пародиях, подражаниях. Классиков мы должны знать, но писать надо по-современному.   

Ах, как жаль, что нам нельзя, как классикам. На их же примерах учились-то. 

Спасибо ещё раз, Любовь. Пока не дошли мои руки или ручки. Но я обязательно подумаю над своим сочинением. Попробую ещё что-то переделать

   

17:20 (отредактировано)
+1

Хмарь. Дожди. И тянет ругаться. 101010010

Небо падает в грязь, смотрите! 101001010 Отражается в лужах кляксой 001001010

Неприглядной картины зритель – 001001010

Туча. Бью сапогами. Брызги 101001010

Оседают на голенище. 001000010 Слякоть серая, словно сливки 101001010 Заблестела у корневища — 001000010 Сад залит! Утопает в жиже, 101001010

Обуваясь в густую тину. 001001010 Это вам не река Парижа, 101001010 Это та ещё вам картина! 101101010 Капли падают с черепицы 101000010 Жаль, хмельной не имеют силы. 101001010 Я попробовала напиться, 101000010 Попыталась. Не тут-то было… 001001010

Спасибо, Любовь, за помощь, Ваши подсказки пригодились, видите. Спасибо ещё раз. правда я не уверена, что теперь лучше.

Да, Татьяна, теперь я вижу, что начальный вариант, вроде,  лучше, он как-то на одном дыхании, несмотря на «завернувшийся»… Смущают «сливки» — они же белые. Ещё поняла, что здесь лучше использовать короткие слова. Вообще сбой в логаэде (в этом) совсем незаметен. Ещё у знакомой читала сборник — стихи написаны логаэдом ( 100+ 10) -незаметен сбой, пока схему не сделаешь. Так что логаэд — это та ещё головная боль! Не так легко даётся. Спасибо, Татьяна, за Ваш пример. Он наглядно показывает, что такое логаэд. Специально его не напишешь, он получается сам собой. У Вас получился. Что-то в первом варианте лучше, что-то во втором. Думаю, надо выбрать варианты с более короткими («рваными») словами. 

Спасибо. Согласна: сложно соорудить логаэд, надо этим жить что-ли

Я в восторге! Мне понравилось!!!

Спасибо, Таня, приятно, когда Вы уделяете внимание моей скромной персоне, точнее моим стихам. Спасибо.

Спасибо, Таня, за поддержку

10:47
+2

Татьяна, перечитала внимательно Ваше стихотворение. Вы — большая молодец. Находите интересные обороты, сравнения.

«Отражается в лужах кляксой» и «Туча. Бью сапогами. Брызги» — особенно понравилось. 

Спасибо, очень приятно

18:11 (отредактировано)
+2

Заданиее 1.

Любовь, посмотрите, пожалуйста, может ли считаться логаэдом данное стихотворение. Получается по схеме: ямб, хорей, хорей, ямб, хорей, хорей.

Совершенство

Какая загадка таится в тебе?
01 00 10 01 00 1
Плывешь, а не ходишь по грешной земле.
01 00 10 01 00 1
Глаза, словно звезды, улыбка — мечта.
01 00 10 01 00 1
Скажи, где хранится твоя красота?
01 00 10 00 00 1
  
Возможно, в прекрасном хрустальном ларце,
01 00 10 01 00 1
Что прячется в горном прозрачном ручье?
01 00 10 01 00 1
В цветущих лугах или в кронах берёз,
01 00 10 01 00 1
Ларец видит только скопление звёзд.
01 10 00 01 00 1
  
Вот тайна раскрыта, узнать смог во сне,
01 00 10 01 10 1
Секрет заключён весь в твоей доброте.
01 00 10 00 00 1
Пускай же на свете царит волшебство,
01 00 10 01 00 1
Надежда и Вера, Любви торжество!
01 00 10 01 00 1

Задание 2.

Постаралась написать стихи с каламбурной рифмой. Надеюсь, что получилось.

Прошу, на меня не наступайте, 
01 00 00 01 0
Взошла уже луна, ступайте. 
01 00 01 01 0
Такого я не ждал итога, 
01 00 01 01 0
Вот снова вдвоем, я и тога. 
01 00 00 01 0
  
Сумерки спустились на плетень 
10 00 10 00 1
Вижу странную в дупле тень 
10 10 00 11
Скачет по лесу красиво олень, 
10 00 10 10 1
А фотографировать его лень. 
00 00 10 00 01

Лена, фантастика! Так понравилось! Читается легко,  от строк веет нежностью и красотой. Для меня — эта тема трудна, поэтому только восхищение тобой и Татьяной, Любой. Умнички!

20:43
+2

Таня, большое спасибо за поддержку и добрые слова, которые меня очень порадовали.

21:55 (отредактировано)
+1

Елена, у Вас чистейший амфибрахий, правда есть стыки ударных слогов: «ларЕц вИдит» ( И видит ларец лишь скопление ( совездия) звёзд» «узнАть смОг». (узнал я во сне). А по настрою даже похоже на балладу, звучит очень романтично. Рифмы ещё все грамматические. Надо учиться заставлять себя рифмовать слова из разных частей речи. «Секрет заключён весь в твоей доброте» — надо убрать «весь» — секрет красоты заключён в доброте. 

22:18
+2

Любовь, спасибо за ответ. Плохая я ученица, что не правильно разбила стопы. Значит получился амфибрахий. Постараюсь убрать стыки, если получится. Вот рифму меня никак не получается разнообразить. Однородная выходит. А, что насчёт каламбурных рифм?

www.iqfun.ru/articles/koroli-rifmy.shtml   в этой статье много примеров каламбурной рифмы

Спасибо, Любовь, за ссылочку, пригодиться

Нет, ну как же? Оленя обязательно надо сфотографировать, Лена. Улыбнулась, спасибо. Каламбурная рифма — это вообще жесть, молодец — нашла!

10:49
+2

Татьяна, возвращаю Вам комплимент. Улыбалась, читая комментарий про оленя. Следующий раз олень неприменно попадет в кадр фотоаппарата. 

13:37 (отредактировано)
+3

Я ещё раз попробовала написать логаэд. Не знаю, получилось ли?

Схема: 1010010010

             101001001

Сбой в предпоследней строке: 1011010010

Здравствуй, море.

_-

Здравствуй, море! Пришла искупаться.

Примешь гостью на гребень волны?

Лягут капли приветливым глянцем

На открытые плечи мои.

Будет бриз шелестящим потоком

Гладить прядь золотистых кудрей.

Сколько радости! Возгласов сколько!

Ты меня прогоняешь взашей?

Не уйду! Я до жути упряма.

Можешь злиться и в спину толкать.

Не боюсь! Буду дОʹ ночи плавать,

И за звёздами буду нырять!

15:41
+2

Красиво очень, Татьяна! Море имеет непростой характер и с ним сложно спорить.

Спасибо, Лена, за поддержку. Очень приятно.

Татьяна, логаэд – ни убавить ни прибавить! Прекрасные свежие неточные, но созвучные рифмы искупаться-глянцем, потоком- сколько, упряма- плавать ( разные части речи). Татьяна, бриз – это лёгкий ветер, а шелестящий поток – это скорее относится к набегающей волне kartaslov.ru/каким-бывает/бриз. А если «Будет ветер горячим потоком»? Думаю, на фоне эпитетов «шелестящий», «золотистый» разговорное «взашей» неуместно, хотя эмоции понятны. Если — «Загорелых счастливых детей», то теряется эмоциональный накал и надо менять следующую строку. Например «Ты, я знаю, до жути упрямо, можешь злиться и в спину толкать». Может, достаточно фразеологизма «до жути упрямо»? В последних строках, конечно, преувеличение, даже их 2 штуки: до ночи плавать и за звёздами нырять. Но отражение звёзд можно увидеть на поверхности спокойной воды реки или озера, а на море всегда волны, там блики. Может, лучше про закат? « И закат над водою встречать».

Очень хорошие советы. Надо продумать основательно. Спасибо, Любовь. А звёзды я имела в виду морские. Обычно их дети любят собирать, но  и мы взрослые не против полюбоваться их розово-голубыми оттенками... 

Сейчас немного отвлечена от стихов — сборы в поездку, утром вылетаем. Прибуду на место, еще раз прочту Ваши пояснения, что-то обязательно исправлю.

Вообще хорошо вдвоём писать стихи, а может втроём или вчетвером. сколько идей можно объединить. Правда, и договориться сложнее.

Спасибо ещё раз за пояснения. Я теперь усвоила, что такое логаэд. И всё же нелёгок путь его создания...

Комментарий удален
15:42 (отредактировано)
+3

Здравствуйте! Серьезно совсем не получается)

Задание 1:

Пиши логаэд, пиши, (01,001,01)

В него добавляй души, (01,001,01)

Всегда соблюдай размер, (01,001,01)

Как хочешь его измерь. (01,001,01)

Все слоги сочла в словах: (01,001,01)

Они на своих местах.(01,001,01)

Но я увлеклась — туше: (01,001,01)

Не вспомнила о душе. (01,000,01)

Задание 2:

Сочинение

На уроке в пятом классе

Сочиненье пишет Вася,

Руководствуясь системой,

Но беда у Васи с темой.

Ученик десятилетий

Написать про отдых летний

Не сумел пока ни слова.

Видно, двойка светит снова.

Как же справиться с задачей?

Написать про лес за дачей?

Про козу, что сам доил,

Камыши в пруду да ил?

Как нашёл ежа за бором?

Деду помогал с забором?

Как с соседкою Полиной

В сад ходили за малиной?

Над тетрадкой сидя в классе,

Весь урок вздыхает Вася:

Сочиняется не очень...

Надо было ехать в Сочи!

Мне все два произведения по смыслу и звучанию понравились. Сама эта тема мне далась с трудом, первый стих похож на логаэд. В конце показалось, что сбой. Подождем Любу, что она скажет.

20:23
+1

Спасибо, Татьяна! Сбой в стихе, который претендует на логаэд?

23:13 (отредактировано)
+2

3ст логаэд: ямб, анапест, ямб.01 001 01- делайте схему! Действительно, для написания логаэдом нужно быть в каком-то особом эмоциональном состоянии.

Каламбуры: задачей- за дачей, доил(произносится даил) – да ил, за бором – забором. Их ещё можно назвать омофонами. В строках, где «доил» на 1 слог меньше, чем в остальных. Но здесь это очень уместно. Встречала такое у классиков. В начале виден логаэд 00101010 — анапест, ямб, ямб. Встречаются сверхсхемные ударения в начале строк: Видно, пруд, деду, в сад, надо. Это не только допустимо, но и желательно в стихах для детей, чтобы избежать монотонность звучания. Размер можно определить и как 4ст хорей с пиррихием (отсутствие ударения в стопах). Замечательный подбор лексики, все рифмы прекрасны! Интересное, живое стихотворение, с юмором. Молодец!

09:42 (отредактировано)
+2

Спасибо огромное! Схему я добавила. Стишок про Васю я ощущаю всё же больше как хорей. А «системой» и «у Васи с темой» считается каламбурной рифмой?

«системой» — «с темой» — да, каламбур, я не заметила. «десятилетний — отдых летний» — тоже похоже на каламбур, скорее составная рифма. Иногда непонятно к какой категории отнести ту или иную рифму, но это не так важно. Главное, чтоб звучало. «слова- снова», «очень — Сочи» — хорошая находка, звучит свежо. 

11:13

Спасибо, Любовь! Это верно, главное, чтоб звучало. )