Мастер-класс №5. Стихотворный размер. Амфибрахий

Мастер-класс №5. Стихотворный размер. Амфибрахий

Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, в котором ударный слог, второй, окружён двумя безударными – 010. Ритм амфибрахия неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.
(А. С. Пушкин)
010 010 010 01
010 010 010
010 010 010 01
010 010 010
В поэзии древности преобладал четырёхсложный амфибрахий. В 19 в. стал популярным трёхстопный амфибрахий. Его любил Некрасов («Красавица, миру на диво, / Румяна, стройна, высока…»), а на рубеже 19-20 веков — поэты-символисты.  Амфибрахий популярен для написания философской лирики, баллад, сказаний. https://novruslit.ru/амфибрахий-стихи-примеры/ 

                                          Однородные и неоднородные рифмы
В зависимости от принадлежности к частям речи рифмы могут быть однородными и неоднородными (разнородными). Древнейший тип, однородная рифма, характеризуется тем, что рифмуются слова одинаковой части речи: себя –тебя (местоимения), каймой - бахромой (сущ), идёт – ждёт (глагол). Такая рифма несколько «обедняет» стихотворение ввиду своей  тривиальности и предсказуемости. Неоднородная рифма является полной противоположностью однородной и, соответственно, отличается значительным разнообразием и оригинальностью. Клаузулы в такой рифме относятся к разным частям речи: счастья(сущ) – возвращайся (гл), огня (сущ) – меня(мест), зной (сущ) – чужой(прил). https://rifma-rifma.ru/это-занятно/однородная-разнородная-составная 


Грамматические (параллельные) рифмы – рифмы с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: Играем - страдаем, поэту - свету, горе - море. Обратите внимание - не просто одинаковые части речи, а именно в одинаковой форме! То есть смелый-умелый - это грамматическая рифма, а вот смелый - умелых - уже нет.  Надо сказать, что чаще всего грамматические рифмы встречаются в глагольном варианте, то есть рифмуются глаголы в одинаковой форме: ждать-искать, писал-читал, метет-идет... Такие рифмы так и называют - глагольные. Грамматические рифмы иногда еще называют бедными.   http://elizabet580.narod.ru/olderfiles/2/rifma6.html . Ещё материалы на эту тему:https://poembook.ru/diary/10485-pochemu-ya-ne-lyublyu-grammaticheskie-rifmy 
Интересная статья в защиту (хорошей) глагольной рифмы  http://stihi.ru/2018/01/20/178 .
Предлагаю ознакомиться с предложенными статьями и поделиться мнением по данной теме. Мне понравились примеры о глагольной рифме из статьи на стихи.ру: «Также могут быть созвучны корневые звенья слов: долил - удалил, скрыться - искрится и т.п. , а то и глаголы целиком, с чередованием согласных: приду - бреду, слил - злил, преть - добреть, спешит - сбежит, мажет - машет, перечь - беречь и т.п.», «Прекрасно подходит также и ранее упомянутый приём "слово в слове": петь - терпеть, ждать - утруждать, рожать - дорожать, тлеть - светлеть, читать - причитать, рдеет - твердеет, хает - благоухает, снится - лоснится, мнит - темнит, бдит - снабдит, пнуть - шепнуть и т.п.», «Нечасты, но встречаются и случаи омонимии: добрею - добрею (добреть, брить) и т.п.».

Задание  1. Определите, каким стихотворным размером написаны строки:

А) Мечтаю о тихом безлюдном пространстве
     Подальше от шума, забот, суеты.

Б) А вокруг распускаются розы
     И горит на восходе рассвет.

В) Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет
     И слышу сердца ровное биенье.

Г) Однажды художник, рисуя картину,
     Вдруг вспомнил о друге печальный рассказ.

Д) Листья падают в саду
     И гуляет всюду ветер.

Задание 2. Приведите пример отрывка из стихотворения, написанного амфибрахием. Например,

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н. Некрасов «Крестьянские дети»)

Задание 3 . Амфибрахий подходит для написания философской лирики, баллад, сказаний, сказов, лимериков и т.п. Поэтому часто такие стихи начинаются со слов: однажды, как ныне, я помню, недавно, мы знаем и т. п. Поделитесь своим стихотворением, написанным амфибрахием, обратите внимание на баланс однородных и неоднородных, точных и неточных рифм.

Оценки читателей:
Рейтинг 10 (Голосов: 6)

Статистика оценок

10
6
17:32
464
RSS
21:14
+4

Любовь, благодарю за новый урок по стихотворному размеру. Пока могу ответить на задание 1.

А. 010 010 010 010 

010 010 010 01 — амфибрахий

Б. 001 001 001 0

001 001 001 — анапест

В. 01 01 01 01 01

01 01 01 00 01 0 — ямб

Г. 010 010 010 010

010 010 010 01 — амфибрахий

Д. 10 10 00 1

00 10 10 10 — хорей

Елена! Всё верно — комар носа не подточит!

11:35
+2

Большое спасибо! Приятно, когда получается выполнить задание правильно!

22:19 (отредактировано)
+4

Задание 2.

Пришлось перечитывать стихотворения русских классиков, чтобы найти произведение, написанное амфибрахием.
  
Василий Жуковский «Лесной царь»
Перевод стихотворения Гёте
  
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
010 010 010 01
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
010 010 010 01
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
010 010 010 01
Обняв, его держит и греет старик.
010 010 010 01
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
010 010 010 01
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
010 010 010 01
Он в темной короне, с густой бородой».
010 010 010 01
«О нет, то белеет туман над водой».
010 010 010 01

Елена, очень хороший пример. Василий Жуковский – автор элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений. Он же является реформатором русской поэзии, который и ввёл амфибрахий в число стихотворных размеров русского языка! Есть неточности в схеме: в первой строке клаузула мужская («мглой» –ударный слог -1), местоимения могут находиться как в безударном положении, так и в ударном. Здесь: «с ним», «весь», «его», «мне», «он» — произносятся без ударения. А вот «ко мне», «нет» — попадают под ударение. Если в анапесте безобидны сверхсхемные ударения в начале строки, то в амфибрахии надо стараться такие случаи избегать, для этого автору надо владеть большим лексическим запасом, уметь находить синонимы и пр. Короче, оттачивать мастерство. Классиков мы должны знать и уважать, но писать так, как они сейчас уже нельзя. Это как ходить в одежде того времени. Надеюсь, при написании строк с амфибрахием участники практикума это поймут. Я имею ввиду архаизмы «хладною», «издрогнув», обилие местоимений, стык ударных слогов «лесной царь» -011. А вот в рифмах баланс 50/50, как неоднородные (мглой- молодой, приник- старик), так и однородные, а единственная уместная глагольная рифма, как и надо – точная: «прильНУЛ- сверкНУЛ».

11:38
+4

Благодарю за обширный ответ и пояснения! Полностью согласна, что многие слова не будут поняты в наше время и применять их не уместно, разве что для усиления восприятия произведения. В свободное время пересмотрю отрывок из баллады и исправлю схему. 

11:46
+4

Исправила. Получился чистый амфибрахий.

23:36 (отредактировано)
+4

Задание 3.

Песнь соловья
  
Я слышал весенней порою,
Как пел соловей над водою.
И трели лились под луною,
А ветер, играясь со мною,
  
Листы на деревьях колышет.
Соловушка милый не слышит,
Что гром над рекою рокочет,
Руладу прервать он не хочет. 
  
К сожалению, рифмы получились однородные и точные. Мне не очень нравится, что в первом катрене одна рифма, но пока смогла только такой стих написать.

Елена, действительно, в первом катрене получился монорим. Я нахожу его скучным и он часто предполагает однородные рифмы. Встречала мнение критиков, что монорим – плохая практика. Так что, предлагаю поменять местами слова, чтобы найти другую рифму. Глагольные рифмы точные – это хорошо, но тут перебор (2 глагола «слышать»), а также идёт несогласование глаголов во времени: «слышал» прош вр, «колышет» наст время. Пение соловья над водой? Лучше его спрятать в кустах, в саду, в зарослях…

11:44
+3

Согласна, что мой стих не удачен. Переход во времени я заметила, когда писала, но по другому не получилось. На досуге постараюсь сочинить новое стихотворение, думаю исправлять старое нет смысла. Но подумаю, может и получится сохранить тему стихотворения. Благодарю!

16:01
+3

Любовь, я написала новое стихотворение. 

Стихия

Вечерней суровой порой ураган 010 010 010 01
На море бушует. Гигантский орган 010 010 010 01
Грохочет, смеется, волнует, поёт. 010 010 010 01
Стихии свободу природа даёт. 010 010 010 01

А ливень струится и волны бурлят. 010 010 010 01
Навеки сродниться, наверно, хотят 010 010 010 01
Морская вода, воздух, ветер шальной. 010 011 010 01
Расстанется небо навек с тишиной. 010 010 010 01

Елена, интересная зарисовка. После первого катрена я увидела кораблик, застигнутый бурей, но всё закончилось благополучно (в моём представлении). Можно дописать стихотворение к какой-нибудь картине Айвазовского. 

18:58
+3

Большое спасибо за ответ. Может и допишу. Надо подумать.

«Гигантский орган Грохочет, смеется, волнует, поёт.» — классно!

«Расстанется небо навек с тишиной.» — смущает слово навек. Хочется, чтобы было иначе, то есть — продолжения.

Елена, Вы умничка!

16:45
+1

Спасибо!

17:14
+1

Любовь, я дописала стихотворение еще двумя четверостишиями (в конце страницы). Смотрела в интернете картины Айвазовского, но моё воображение меня повело в другую сторону. Хотела бы знать Ваше мнение. Благодарю!

Интересно!

Благодарю сердечно!

Елена, добрый день. Я прям всегда жду Ваших работ. Умеете Вы привлечь внимание.

Очень понравились первые две строчки вашего сочинения. Соглашусь с Любовью, что чаще соловей поёт в роще или ещё где, но почему-то тут представилась картинка: озеро, берёза у самого края и песнь заблудившегося соловья с её ветки — Да! Может он тоже любуется озёрной гладью?

А дальше что-то смущает, что не понимаю.

А еще два времени, как Любовь говорит: в первом куплете пел — прошедшее время, а во втором — настоящее. Елена, Вам обязательно надо написать что-то ещё, хочется прям почитать.

09:19
+2

Татьяна, благодарю за внимание к моему творчеству. Я уже писала, что считаю данное стихотворение неудачным опытом. Пыталась писать амфибрахием. Пока не развивала эту тему и написала второе стихотворение «Стихия». Надеюсь, что наши коллеги присоединятся и мы сможем почитать их работы.

А я бы не назвала его совсем неудачным. Есть хорошая идея, надо только поработать на дней. Другой вопрос, что переделывать всегда труднее. я сама попыталась несколько своих уже опубликованных стихов переделать — не получается. только новые менять умею, отлежавшиеся уже все...

Лёгкое, интересное!

Спасибо!

10:51 (отредактировано)
+5

Недавно, слыхала, в степях Оренбуржья

На речке Урал появлялись шары.

Они были белы, прозрачны снаружи.

Для местных не новость – легенды стары.

О свойствах шаров есть такое преданье,

Что если о чём-нибудь их попросить,

То могут исполнить любое желанье.

Но всё ж осторожнее надо здесь быть.

Ведь просьбу они могут и не исполнить

И жизнь у просителя тут же отнять.

А могут исполнив, убить – тут всё спорно.

Иль просто словесно далёко послать.

Когда в Оренбурге вдоль речки гуляла,

Нет-нет да взгляну я на водную гладь.

Увы, но шаров никаких не видала!

А значит, о чуде лишь можно мечтать.

Легенды так складно и ладно сказались,

Но жизнь – она всё же не сказка, не стих.

Но если б шары всё же мне показались,

То стала б просить о заветном я их?

Ольга, спасибо, что присоединились. Думаю, ритм амфибрахия очень подходит для данного шуточного стихотворения. Есть интересные моменты «Ведь просьбу они могут и не исполнить» — 010 001 000 010 – смещение ударения и его пропуск в данном стихотворении (сбой ритма) можно даже рассматривать как средство художественной выразительности. А вот лишние ударения с «всё» в 11 и 19 строках можно подчистить. Тем более этих «всё» аж 4 штуки. Программа https://text.ru/antiplagiat выдаёт довольно много лексических повторов. Они и так видны: шары, исполнить, могут, жизнь, легенда, речке, «складно и ладно» -тавтология. В этом стихотворении видна первичная работа, предполагающий следующий этап – сократить повторы, убрать незначимые слова, сделать сюжет более конкретным. Вот, мне кажется, третий катрен запутывает «свойства» шаров, что же конкретно они делают. А в начале — как они могут быть и белы, и одновременно «прозрачны снаружи»? Урал всё-таки не «речка», а река очень даже широкая. Предлагаю переименовать речку. И не «на речке», а «у речки», иначе как с ними общаться? Ну ладно, можно на расстоянии их о чём-то попросить, а с их стороны процесс «убивания» или «словесного посылания куда-то далёко» предполагает близкое расстояние. Понравилась рифма «гладь- послать» и другие. Хороша богатая глагольная рифма «сказались- показались». «Гуляла- видала» — вносит стилизацию под русский фольклор, она к месту, но можно и убрать. «Не стих – я их» — находка составной рифмы. «Преданье-желанье» рифмы с суффиксами –енье, -анье свойственны поэзии серебряного века, я бы поменяла местами слова и сделала рифму «такое-любое», добавив ещё такую фигуру речи, как инверсия ( не «одинокий парус», «парус одинокий»). Идея интересная, связана с космической тематикой. Ольга, если я копирую стихи со страницы на стихиру, то когда сюда вставляю – сохраняются четверостишия.

Добрый день, Ольга. Очень хорошо, что решили присоединиться к нам. Возможно, первые впечатления Вас немного огорчат. Но поразмыслив, и поработав над своими произведениями, увидите сами, как это полезно, когда обсуждение идёт по существу, а не просто выдаются хвалебные речи. Хотя именно они греют душу… но не подвигают к развитию.

  В Вашем стихотворении понравилась идея — легенда с шарами, которые выполняют любое желание. Главный смысл: а стоит ли загадывать. Классно! Но всё же вы попробуйте много вариантов с этой идеей. И если Урал большая река, то можно, например, начать так: 

  • «Недавно, слыхала, в местах Оренбуржья
  • В потоках Урала мелькают шары.»
  •                                                             Когда начнёте работать над произведением, увидите, как это интересно — пробовать в разных вариантах

А еще, я теперь всегда делаю перед публикацией раскладку:

  • Недавно, слыхала, в степях Оренбуржья      010 010 010 010
  • На речке Урал появлялись шары.                  010 010 100 10
  • Они были белы, прозрачны снаружи.          011 010 010 010
  • Для местных не новость – легенды стары.  010 010 010 01

 Из строя выпадают две средние строчки. Если не вдаваться сильно в смыслы, то можно поменять их так: 

  • Недавно, слыхала, в местах Оренбуржья  010 010 010 010
  • В потоках Урала мелькают шары.               010 010 010 01
  • Внутри они белы, прозрачны снаружи —     010 010 010 010
  • Для местных не новость, легенды стары — 010 010 010 01

Знаете, Оля, я ещё совсем недавно в этом вообще не разбиралась. Благодаря Любови, поняла, как и что надо делать. Поэтому сейчас пытаюсь поделиться  с Вами опытом.

17:36 (отредактировано)
+4

Татьяна, спасибо за поддержку, за неравнодушие. Действительно, хвалебные речи ничего хорошего не дают. Похвала убивает поэта! (не мои слова). «На речке Урал появлялись шары» 010 010 010 01 – там всё верно, амфибрахий чист, как стёклышко. Бывает, когда торопишься. Можно проверить, считая гласные – сколько гласных, столько и слогов. И ещё «шары» — 01. Я вот про Урал думаю – это очень большая река, в каком же конкретно месте ЛГ гуляет? Может, не Урал, а Сакмару, где действительно видели НЛО, или предлагаю конкретное место – озеро близ какого-то населённого пункта. Думаю, третья строка – первое, что пришло на ум, чтоб срифмовать с «Оренбуржья». А если поменять первую строку, то изменится и третья. После «слыхала» у меня просится не глагол, а сочетание с предлогом «о» или «про». Я вспомнила один анекдот и вот, что у меня получилось. (Рассмотрю любые критические замечания)

ВАСЯ И НЛО

Недавно читала я в местной газете
О белых огромных летящих шарах:
Они появляются ночью и светят,
Тем самым наводят на жителей страх.

У речки, где мост и большая запруда
Порой наблюдается странный парад:
Они вылетают, горя, друг за другом
Без шума и пыли и строятся в ряд…

Там часто рыбачил сантехник Василий,
Носил непременно он водку с собой.
«Поймать бы сома без особых усилий», –
Мечтал, собираясь, он раз в выходной.

Но вот незадача – закуску оставил,
Свой ужин забыл положить он в мешок.
Хотя выпивать без еды – против правил,
Домой за продуктами он не пошёл.

На месте с устатку на грудь принимая,
Почувствовал Вася, что клонит ко сну.
И тут он на небо глаза поднимает –
А те НЛО подлетают к нему!

Не помня себя – ведь спасаться же нужно! –
Бежал и сознание вдруг потерял.
Очнувшись, увидел: глубокая лужа,
И звёздочки в ней, отражаясь, горят.

Весь в ужасе Вася: «Вокруг одни звёзды!
Меня кто-то в космос посмел запустить!
Бутылка со мной – хорошо, не замёрзну,
Но где бы хоть хлеба кусочек найти?!»

Стихотворение Ольги действительно подталкивает на развитие новых тем. Оно стоит доработки, только бы автор (Оля) не забросил это дело, а начал работать в этом направлении.

Ваше стихотворение, Любовь, улыбнуло. И картинка нарисовалась: не совсем уже трезвый рыбачок с бутылкой в кармане, забрасывает удочку, покачиваясь и предвкушая… Достаёт бутылку, но при этом придерживает удилища: вдруг клюнет… у меня одно желание возникло вот в этой строчке: «Бутылка со мною, удилище — чёрт с ним,» — захотелось, чтобы было: «Бутылка со мною, удилище — тоже,»

Татьяна, Вы правильно увидели слабое место, видимо вечером поздно выдохлись у меня рифмы. А утром (сколько раз замечаю!), на свежую голову пришло другое решение — «Бутылка со мной — хорошо, не замёрзну», «звёзды- мёрзну» уже лучше, чем «звёзды -чёрт с ним». 

И ещё «шары» — 01. Да, верно

Оригинально!

15:18
+4

1 задание:

А) Мечтаʹю о тиʹхом безлюʹдном простраʹнстве 010 010 010 010
Подальше от шума, забот, суеты. 010 010 010 01 — амфибрахий

Б) А вокруг распускаются розы 001 001 001 0
И горит на восходе рассвет.001 001 001 — анапест

В) Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет 01 01 01 01 01
И слышу сердца ровное биенье.01 01 01 00 01 0 — ямб

Г) Однажды художник, рисуя картину,010 010 010 010
Вдруг вспомнил о друге печальный рассказ.010 010 010 01 — амфибрахий

Д) Листья падают в саду10 10 00 1
И гуляет всюду ветер. 00 10 10 10 — хорей

2 задание:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-   010 010 010 010

А я серебрюсь и сверкаю!  010 010 010

Мне дело — измена, мне имя — Марина  010 010 010 010

Я бренная пена морская   010 010 010 

( Марина Цветаева — без названия)

 С третьим заданием сложнее. Да я и не уверена, что эти правильно выполнила.

Татьяна, в задании 1 всё верно! Молодец! И такой прекрасный  пример амфибрахия — читается как баллада. 

01:49 (отредактировано)
+4

Отправляю третье задание:

_

  • Когда опускается солнце за горы            010 010 010 010
  • И ветер срывается с крыш погулять       010 010 010 01
  • Сержусь от того, что проносятся годы -   010 010 010 010
  • Не тянет в проулок закат провожать...  01001001001
  • А помните… помните время, бывало:  010 010 010 010
  • Скамейка у клуба и гул до утра...          010 010 010 01
  • И ночи на танцы порой не хватало -       010 010 010 010
  • Счастливые дни, золотая пора!              010 010 010 01
  • И было не важно, какие сапожки,                     010 010 010 010
  • И кто производит помаду и лак.                        010 010 010 01
  • Мечталось о том, что бы длинной дорожкой   010 010 010 010
  • Меня проводил паренёк — весельчак                010 010 010 01 
  •   
  • А возле калитки вздыхал бы украдкой,           010 010 010 010
  • И ловко в ладони ловил звездопад.                 010 010 010 01
  • Казалась любовь удивительно сладкой,        010 010 010 010
  • Когда он меня целовал невпопад                   010 010 010 01
  • Лет сорок прошло с той поры или больше?   010 010 010 010
  • Сменилась давно и судьба и семья.               010 010 010 01
  • Сегодня лазурное небо в ладошках                010 010 010 010
  • Хранит повзрослевшая внучка моя.                010 010 010 01
  •  
09:26
+4

Татьяна, какое чудесное стихотворение Вы сумели написать. Очень понравилось. Видно, что Вы серьезно подходите к выполнению заданий мастер-класса. 

Спасибо, Елена, стараюсь. Но, как видите, ошибки всё равно есть. 

Я часто вспоминаю школу (отличницей не была никогда), когда немного завидовала одноклассникам, чьи сочинения читали перед классом. Дети обычно не хотели слушать. А я слушала и вопросы задавала и учителю, и авторам. Перед выпускным писали очередное. И первый раз в жизни прочли перед классом моё. Те чувства не передать. У меня получилось! Какая радость. Ура! И вдруг голос с последней парты — Павел кричит: «Не её это сочинение, списала...»

Татьяна, замечательное стихотворение! Какой смысл глубокий! В строках, которые оканчиваются на слова «молодость» и «сладкими» есть по 1 лишнему слогу, надо подумать, как убрать... «Щемило в груди моей томно и сладко» — например. «Досадую: молодость скоро проходит». Текст, мне кажется, получился песенный — 3 куплета с повтором в конце «А помните...»  Татьяна, чтобы получились четверостишия, я материал вставляю на стихиру в какое-нибудь стихотворение через «редактировать», оттуда копирую сюда. 

02:10 (отредактировано)
+4

Да, Любовь, согласна, что надо доработать с лишними слогами. 

Можно так: «Сержусь от того, что проносятся годы» и «Казалась любовь удивительно сладкой»...

Подправила в стихотворении.

 Песня — это классно, но музыку я сочинять не умею. А жаль...

Про редактор, спасибо, попробую. Я раньше делал наоборот, сначала сюда, потом в стихиру.  В следующий раз сделаю наоборот.

Спасибо, Любовь, за внимательное отношение к нашим сочинениям, за тщательный разбор и предложения. 

Татьяна, замечательные поправки! Молодец!

Спасибо

Чудесный стих!

Классно!

Спасибо

23:48 (отредактировано)
+4
Весенней порой
  
Весенней порой над калиной
010 010 010
Рассыпался свист соловьиный.
010 010 010
И трели струились, пронзив тишину,
010 010 010 01
Напев разливался, стремясь в вышину.
010 010 010 01
  
И месяц взошёл над землёю,
010 010 010
А ветер шептался с травою.
010 010 010
И в выси небесной созвездия плыли,
010 010 010 010
Безмолвно земле они свет свой дарили.
010 010 010 010

Классно, на былину похоже! Добрый день, Елена. 

Слово вдруг во второй строке смущает, может так: Рассыпался свист соловьиный.

И слово лилась, сложно разобраться, где ставить ударение, может так лучше: Напев разливался, стремясь в вышину. 

У меня как-то на былинный склад не получается пока.

07:17 (отредактировано)
+3

Татьяна, большое спасибо за помощь. Слово вдруг оставлю. Забыла прописать его в схеме. Словосочетание "напев разливался" с Вашего разрешения пропишу в стихе. Подумала, что ли́лась, а правильно лила́сь. Хотела дописать ещё одно четверостишие, долго думала, но не получилось.

Елена, вроде бы не чувствуется незавершённости в Вашем стихотворении. Так что не обязательно дописывать еще что-то. 

Я вот иногда понимаю, что можно завершить, но стараюсь продолжить. Иногда получается, иногда нет. Значит, не судьба...

10:06
+2

Не чувствуется не завершенности, потому что было три четверостишия. Я взяла две первые строки из второго и две последние из третьего. Благодарю за подсказки. Стихотворение о стихии мне далось легче. А с этим мучилась долго. Очень жаль, что только нас двое участвуют в мастер-классе. Может Татьяна и Надежда присоединятся позже.

Да, очень жаль, что нас в обсуждении мало. Чем больше народу, тем больше полезного для себя черпаешь.

Татьяна, действительно, «рассыпался свист соловьиный» звучит лучше, это уже метафора — средство художественной выразительности. «Раздался» да ещё вдруг — это больше подходит для грома или для чего-то резкого и громкого.  

10:01
+2

Любовь, большое спасибо, теперь и я увидела и поняла, что раздался вдруг звучит довольно резко и внезапно. Воспользуюсь подсказкой Татьяны. Умеет она видеть и чувствовать неточности в стихах.

В чужих легко чувствовать...

17:11
-1

Я у себя не всегда вижу, а у других очень редко. Татьяна посмотрите я продолжила стихотворение Стихия и оно стала иметь другой смысл. Мне интересно узнать Ваше мнение.

Суровая картинка, но с надеждой на будущее. Да, это произведение можно продолжать и продолжать...

Что бросилось под ноги:

1. Морская вода, воздух, ветер шальной. 010 011 010 01

А что если так: Морская пучина и ветер шальной. 010 010 010 01

2. Счастливый отец сыну море подарит. 010 011 010 010

Любовь предложила замечательный вариант в этом подводном камне.

Стихотворение читается легко, льется, можно сказать. Но возникают вопросы:

3. Кто такая царица?  Сама стихия или волна? И кто сын?

В общем, Елена, ждем продолжения.

11:10
+3

Благодарю за ответ! Думаю, что постараюсь заменить повторы и на этом закончу работу над данным стихотворением. Продолжения не планирую. Для меня оно закончено, но может изменю позже своё мнение. А пучина — это бездна и не подходит. Советы Любови учту, но не знаю буду ли пользоваться. Свое видение я уже передала. А царь морской — это подразумевается мифологическое или сказочное существо. Это стихотворение для меня настоящее открытие.  

Конечно, Елена, выбор всегда за Вами. 

Знаете, это как на одну и ту же бабочку смотреть, но с разной стороны: один видит одно, второй — другое...

Сколько людей, столько и мнений, а решает тот, кто написал.

Спасибо Вам, что позволяете рассматривать свои произведения. Тем более, что они интересны.

15:41 (отредактировано)
+1

Татьяна, благодарю за понимание! Для меня стихотворение уже видится готовым. А совершенствовать можно до бесконечности. Но тогда посыл автора потеряется. Это моё мнение. Я очень благодарна Любови, что она учит нас, терпеливо и внимательно относится к нашим ошибкам и попыткам. Рада общению и признательна за помощь.

17:10 (отредактировано)
+3

Написала второй вариант стихотворения с продолжением.

Царь морей

Вечерней и мрачной порой ураган 010 010 010 01
На море бушует. Гигантский орган 010 010 010 01
Буянит, смеётся, волнует, поёт. 010 010 010 01
Стихии свободу природа даёт. 010 010 010 01

А ливень грохочет и волны бурлят. 010 010 010 01
Отныне сродниться, наверно, хотят 000 010 010 01
Морская вода, воздух, ветер шальной. 010 011 010 01
Расстанется небо навек с тишиной. 010 010 010 01

И смотрит луна, удивленная, вниз: 010 010 010 01
«Какой великан свой исполнил каприз?". 010 010 010 01
Светило узрело владыку морей, 010 010 010 01
Он грозный, суровый, как сотни царей. 010 010 010 01

Сегодня властитель изменит свой лик, 010 010 010 01
Ведь вскоре младенца послышится крик. 010 010 010 01
Царица супругу наследника явит, 010 010 010 010
Счастливый отец сыну море подарит. 010 011 010 010

Елена, теперь есть сюжетная линия, заключительные  2 строки удлинены на 1 слог вполне уместно. Везде идёт жёсткая мужская рифма, а в конце успокаивает женская, как предвестник, что буря кончится — очень-очень интересная задумка. Амфибрахий удался. Трудно что-то подсказать, картина получилась богатая, эмоциональная. Заметила всего лишь  «суровый» 2 раза, больше повторов, вроде,  нет, что говорит о работе автора над лексикой. Одного зайца поймали, но рифмы почти все точные и однородные, а неточные, оригинальные, непредсказуемые как будто смыло волной. «поёт- полёт» было бы лучше — «Стихии непрошенной виден полёт».  Если «бурлят — чертят», то уже интонация вроде другая, несерьёзная - «Как будто резвятся там сотни чертят» — но зато это сравнение, надо делать хоть одно сравнение. И ещё повтор «навеки» убирается. Дальше- «Им вторит порывистый ветер шальной» (стык убирается). В конце как вариант, чтоб убрать стык -  «Ему громовержец владенья подарит».  Стихотворение получается как часть какой-то мифической или мистической баллады, или поэмы. 

23:45 (отредактировано)
+2

Любовь, большое спасибо за ответ и пояснения. Подумаю о замене повторов. Согласна, что рифмы точные и однородные. Благодарю за подсказки. Буду думать.

Заменила повторы, пока другие изменения вносить не буду. 

22:55 (отредактировано)
+3

Очень сказка интересная получилась, волшебно.

(Единственное, чтобы изменила, если бы писала Я, (а так уже не получится), то одно слово:

«Воссоединиться, наверно, хотят»

Наверно убрала бы, поменяв на что-то схожее с 

----

«Воссоединиться с природой хотят»

(((

22:57
+3

Спасибо большое, Таня! Подумаю. Мне нравится твоё предложение. 

23:52 (отредактировано)
+3

Спасибо Люба и девочки за позитивное творчество! Чудесный и красивый мастер-класс! 

У меня ничего не получалось, задание мне трудно выполнить.

Поэтому просто сочинила сказку с надеждой на небольшое попадание в тему. И для поддержания боевого духа, желающих писать грамотно и настроенных на победу над собой, вечных учеников!))) 

___

Царица Тюльпанов

***

В красИвой долИне ТюльпАнов

 КупАются пчёлы в цветАх. 

И не растут там кокОсы, банАны.

Лишь слышатся возгласы: «Ах!»

И в этой прекрАсной странЕ.

ЦарИца тюльпАнов жилА.

МечтАла онА в душЕ о веснЕ. 

И в клУмбе ЛюбвИ цвелА.

ПрекрАсна, с бутОном чудесным.

НемнОго капрИзна, нежнА. 

БылА ей корОна не тЕсной.

Её влАсть нарОду нужнА.

00:15
+2

Таня, интересно получилось и красиво. Я думаю, что вместо «и не растут там» можно написать «расти там не могут» и лучше не цвела, а расцвела для сохранения ударения. Это только дружеский совет. 

19:29 (отредактировано)
+2

Спасибо, Лена, за подсказки и отзыв. Я для того и участие в мастер-классах и принимаю, чтобы практический уровень стихосложения повысить, исправляя ошибки. А, когда рядом такие помощники, все гораздо легче воспринимается. 

03:16 (отредактировано)
+4

Добрый день, тёзка. Очень оригинальная идея — царица тюльпанов. Я пока не очень хорошо разбираюсь в рифмах, но кажется, что хорошо ложится однородная рифма. Сказать, что ничего не получилось будет неправильным. Кое что получилось и  очень неплохо: «купаются пчёлы», «царица тюльпанов», «долина тюльпанов» — хорошие находки. Правда тюльпанов — повторение — можно заменять, в таких случаях искать слова-синонимы: цветы, растения, шары, (пятна, мазки — это хоть и не синонимы, но мне кажется, что можно так назвать тюльпаны).

В красИвой долИне ТюльпАнов 010 010 010

КупАются пчёлы в цветАх. 010 010 01

И не растут там кокОсы, банАны. 000 100 100 10 - 

Первые две строчки — всё по правилам. Хорошо. Третья выпадает из строя. Думаю, что подробный разбор Вам даст Любовь. Но я бы посоветовала в таких случаях играть в предложения,  вначале даже не обращая внимания на рифму, скажем так: «Зачем им кокосы, бананы» — 010 010 010; «Нектарные, сладкие ванны» — 010 010 010; «И полнится воздух дурманом» 010 010 010   и что-то в этом роде. А потом выбирать самую подходящую к четвертой строке, написанной по правилам.

Лишь слышатся возгласы: «Ах!»010 010 01

И в этой прекрАсной странЕ.010 010 01

ЦарИца тюльпАнов жилА.010 010 01

МечтАла онА в душЕ о веснЕ. 010 010 100 1 — Здесь лишнее слово «в душе»

И в клУмбе ЛюбвИ цвелА.010 010 1  «И в клумбе любовью цвела — 010 010 01»

ПрекрАсна, с бутОном чудесным.010 010 010

НемнОго капрИзна, нежнА. 010 010 01

БылА ей корОна не тЕсной.010 010 010

Её влАсть нарОду нужнА.011 010 01

19:31 (отредактировано)
+2

Таня, огромное спасибо. Очень информативный и интересный разбор стиха. Замечательные подсказки. Все понравилось. Спасибочки!!! 

02:06 (отредактировано)
+1

Спасибо. Переживала, как бы не обидеть. Но я про последнюю строку ничего не написала. А она тоже выпадает из правил.

Если Вы, Татьяна, поиграете с ней в предложения, как я писала, то найдете замену, чтобы  вместо 011 010 01  получить 010 010 01

19:45 (отредактировано)
+1

Если бы я переживала за то, что про меня скажут или про мои неудачи, то не принимала бы участие в мастер-классе. Мнение каждого из участников мне только на пользу. Что меня радует, то это то, что  слабые стороны своего наброска я увидела все, что подтвердили ваши комментарии и Любы. Поэтому и написала, что не удается писать амфибрахий. Но уже хорошо, что «скелет» (как сказала Люба) сформирован.  Татьяна, спасибо за участие и интересный отзыв. Удачи!

спасибо за доброе сердце, спасибо

Татьяна, всё верно по полочкам разложила. Молодец! Верно, что надо искать синонимы и более конкретные слова при описании. Это как художник ищет нужные оттенки при смешивании красок.

Татьяна, спасибо что присоединились. Самое главное, что для такого стихотворения правильно выбран амфибрахий — это как скелет. А мясо всегда можно нарастить. Начальные строки удачно подходят для легенды — сразу становится ясно, где происходит действие и с кем. Про тюльпаны, как и про все цветы, есть легенды. Я посмотрела в интернете, мне понравилась легенда о красном тюльпане, было бы интересно её переложить в стихах. У Вас, я поняла, свой сюжет. Точнее, сюжета нет, а презентация о некой царице тюльпанов. Но ничего интересного не происходит. А вот в легенде про красный тюльпан — там настоящая драма. Попридираюсь к таким словам, как «прекрасный» (2 раза) и особенно «чудесный» — они неконкретные, их лучше не использовать.  

Спасибо, Люба, все учту. Единственное, с чем могу поспорить, так это насчёт — интересно или нет. Я выложила начало стиха, а чтобы развился  сюжет, необходимо продолжение. Но мне данная тема даётся с трудом, поэтому это оставлю на потом.  Смысл и правила написания амфибрахия после практической тренировки мне стал  более понятен. Хорошо, что частично удалось выполнить поставленную задачу, остальное — дело времени.

10:31
+2

Благодарю Вас, Люба, за такие МК! Огромное спасибо всем девочкам -участницам за их труд и творчество! Я всё внимательно изучаю, но думать я об этом буду зимой, я надеюсь.Не могу сейчас к вам присоединиться по ряду обстоятельств! Спасибо вам всем, вы — большие умницы!

Спасибо за умниц, Лариса. Присоединяйся раньше зимы, тоже умницей будешь.

21:03

Не получается...

07:57 (отредактировано)

Лариса, главное, есть материал на котором можно поучиться. Он Вам обязательно пригодиться.

Но еще всё же важно, чтобы наши сочинения обсуждал кто-то. Другим виднее. Это, как дитя — своё — самое лучшее, а у соседского — «Ой, а ножки -то кривые» (это пример-шутка)