Мастер-класс №2 Стихотворный размер. Ямб

Мастер-класс №2 Стихотворный размер. Ямб

Дорогие друзья!

Сегодня мы решили начать знакомить вас со стихотворными размерами.

Наш мастер-класс посвящен ямбу.

Стихотворный размер. Ямб

 Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в строке определённое количество слогов и по одной и той же схеме происходит чередование ударных и безударных звуков. Это определяет стихотворный размер, основные из которых – это состоящие их двух слогов ямб (01) и хорей (10) и состоящие из трёх слогов дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Чтобы при написании стихотворения придерживаться размера, необходимо его определить. Для этого нужно записать схему, обозначив 0 – безударный слог, 1 –  ударный слог. Существуют и другие обозначения, но при помощи клавиш «0» и «1» на клавиатуре компьютера это делается быстрее.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
                       (А. С. Пушкин)
010100010
00010101
000100010
01010001

Теперь нужно определить двусложная это стопа или трёхсложная https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa.html . Для этого разделим пробелом строки на части сначала по 2 слога. Получилось

01 01 00 01 0
00 01 01 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01

Проверять дальше нет смысла, так как очевидно, что все ударные слоги оказались в двусложной стопе на втором месте – это ямб – 01. Можно заметить стопы без ударных слогов 00 – это естественно, так как в русском языке есть как односложные слова, так и многосложные, состоящие из более, чем 1 или 2  слога, а ударение в слове только одно. Такая стопа без ударного слога называется пиррихий. Всего стоп оказалось 4. Значит, это 4хстопный ямб.

Рифмы по месту ударения.  Нетрудно заметить, что в приведённом выше примере 1 и 3 строка заканчиваются безударным слогом – это женская рифма, а 2 и 4 строки  завершаются ударным слогом – это мужская рифма. Подобное чередование вносит размеренность в звучание текста. Если нужно добиться категоричности, строгости в звучании, то лучше использовать только мужскую рифму. Использование только женской рифмы придаёт некоторую «женственность» звучанию текста. А примером дактилической рифмы могут служить стихи Некрасова, чьё творчество близко к народной поэзии – это плач, сетования и пр.

Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина.

Стихи, написанные ямбом придают тексту торжественное звучание, энергичность. «…четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д»  https://gumilev.ru/about/24 . Разностопный ямб также используется для написания басен.

 

А теперь практические задания для вас!

Задание 1.  Определите стихотворный размер данных строк и запишите в комментариях строки, написанные ямбом:

А) Скажите, есть ли формула для счастья?

Б) Дни короче, золотая
     Осень бродит у дверей.

В) И этим чистым листопадом
    Укроет жухлую траву.

Г) Духовною пищей, подарком бесценным
     Для наших потомков послужит не раз.

Д) Под вечерние тихие звуки
     Окунусь я в прохладу воды.

Задание 2. В данных ниже строках, написанных ямбом, есть ритмический сбой, который можно легко исправить, поменяв местами слова или другим способом. Запишите в комментариях вариант с исправлениями.

А) Мы с верой в чудеса взрослели,
     Но не сбылись наши мечты.

Б) Ещё совсем было темно под небом,
    Рассвета луч не осветил простор.

В) Бродят с утра коровы по лугам
     Недалеко от места водопоя.


Задание 3. Перечитайте строки заданий, выберите ту, которая вас вдохновит на написание стихотворения стихотворным размером ямб. Старайтесь подбирать рифмы как точные, так и неточные, заканчивать строки словами из разных частей речи. Объём не более 16 строк. Не принимаются стихи, написанные ранее – это практикум. Просьба все три задания публиковать в одном сообщении. Итоги подведём 20 февраля.  Дерзайте! Не так страшен чёрт, как его малюют. Если есть непонятные термины, смотрите объяснение в интернете. Рекомендуется конспектировать теоретический материал, добавляя в него практические примеры. 

Дополнительный материал – статья «Стихотворные рифмы» Справочника Писателя данного сайта    https://msrp.ru.com/articles/366-stihotvornye-rifmy.html 

Примечание. В качестве примеров использованы изменённые строки из реальных стихов с других сайтов, которые уже подвергались обсуждениям.

Оценки читателей:
Рейтинг 10 (Голосов: 9)

Статистика оценок

10
9
13:27
829
RSS
16:54
+2

Отличная статья и очень важные полезные задания!!! Включайтесь, авторы, которые хотят правильно писать стихи!!!

19:00 (отредактировано)
+2

Любовь, очень интересно, спасибо. Примерные (первичные) ответы на задание 1,2.  Время исправить у меня есть. 

1. Задание

Подумаю, чуть позже.

2 задание

А) Мы с верой в чудеса взрослели, Но не сбылись наши мечты.

***

Взрослели с верой в чудеса мы

Но наши не сбылись мечты.

Б) Ещё совсем было темно под небом, Рассвета луч не осветил простор.

***

Ещё совсем темно под небом было,
Рассвета луч простор не осветил.
***

В) Бродят с утра коровы по лугам Недалеко от места водопоя.

***

С утра коровы бродят по лугам.

Недалеко от места водопоя.

Ещё буду думать. Читать и снова размышлять. И исправлять. Всем удачи!

Задание 3.

Попробую обязательно, постараюсь выполнить!

Вдохновили строки:

С утра коровы бродят по лугам.

Недалеко от места водопоя.

Но не факт. Все в процессе работы.  Прочитаю внимательно несколько раз статью, ссылки. До 16 исправлю, добавлю.

Ещё раз спасибо! Очень интересно!

13:19 (отредактировано)
+1

1.Первое задание мне даётся с трудом. И катастрофически нет времени. Ещё буду пробовать.

2. Второе задание оставляю без изменений. Других вариантов у меня нет.

3. Задание. 

Тоже очень сложно, не получается на практике самостоятельно ничего. 

Но, как говорится не попробуешь, не получится. Вариант первичный выдам:

С утра коровы бродят по лугам.

Недалеко от места водопоя.

(Трава, цветы к моим ногам)

А я не отхожу неделю от запоя.

Я пил стаканами горячую отраву.

И роль моя играть теперь изгоя. 

Забыл, когда любил я крепко бабу. 

Стал звуки издавать похлеще воя.

— Скажите те, кто видел меня трезвым, 

В неволи жить, наверно, проще. Чем у стола стоять по жизни первым.

И быть от этого лицом всё толще?

*""

Принимаю любую критику...

Танюша, сразу вижу ошибочку.Трава кусает колко по ногам. Кусать можно за ноги. Значит, нужно убрать слово кусает.

Я вечером исправлю, пока прочерк поставила. 

18:57 (отредактировано)
+1

Спасибо, Ирина. Можно так

С утра коровы бродят по лугам. 

Недалеко от места водопоя.

Нет отдыха моим ногам.

И  я не отхожу неделю от запоя.

Или

(Трава, цветы к моим ногам)

 А я  не отхожу неделю от запоя.

***

Спасибо, Татьяна Вам за смелость. Я, видно, не чётко указала, что везде надо строить схему. Я сделала и увидела, что в первых 2х строках прослеживается 5ст ямб с чередованием мужской и женской рифмы, который далее нарушается. «СтАл звУки»- 11 0 — 2 ударных слога подряд, первый слог должен быть безударным, например, «и звуки» — 01 0.

«Скажите те, кто видЕл мЕня трезвым» — 01 01 01 00 11 0

Переставляем слова «Скажите те, меня кто трезвым видел» -01 01 01 01 01 0. Ну здесь ещё 2 раза «те» надо убрать. Сделайте схему и Вы это тоже увидите. Разностопный ямб получился, немного похоже на басню по звучанию, но по содержанию там должна быть ещё аллегория. «Лугам- ногам», «водопоя-запоя» и другие рифмы однородные и даже грамматические, т е одной части речи в одинаковых падежах. Примеры неоднородных и неграмматических рифм «лугам (сущ) – не отдам(глаг), водопоя- не стОит, отраву- поправив, изгоя- с тобою. Все рифмы точные, как в сонете. Разбавьте неточными 50 на 50 примерно.

Спасибо большое,  Любовь, за рекомендации, очень доступно и понятно рассказано, наглядно, но, исправляя ошибки и подстраиваясь под задание, получаются совершенно новые предложения, имеющие  иной смысл, отличающийся от первоначальной попытки. И получаются новые ошибки.  

В общем, именно это задание я выполнить на данный момент не могу. Но, хотя бы попробовала. И обязательно буду пробовать ещё, используя ваши ссылки и рекомендации.  

***

С утра коровы бродят по лугам.

Недалеко от места водопоя.
Последнюю монету не отдам.
А жизнь моя и этого не стОит.

Я пил стаканами горячую отраву.
И роль моя играть теперь изгоя.
И кепочку свою, слегка поправив,
Решил договориться я с собою.

— Скажите те, меня кто трезвым видел,
В неволи жить, наверно, проще?
Чем быть среди прохожих

Тем, кто сам себя, увы,  обидел.

***

19:03 (отредактировано)
+1

 Пыталась составить схему, но именно с этим большие  трудности для меня.

Для этого нужно не просто знание, но практическая часть не одного дня.  Не боюсь повториться, что тема, предложенная Любой интересная и нужная.

Для меня именно этот мастер-класс ассоциируется уже с экзаменом. А я, как студент, не посещавший занятия.

Надеюсь, что присоединятся и другие  авторы, мне на чужом примере легче воспринимать материал.

Татьяна, не ошибается тот, кто ничего не делает. И нельзя научиться на чужих ошибках, только на своих ошибках учишься. По стиху — в 1катрене ямб выдержан, дальше ломается — смотрите схему. 1 и 3 строки должны заканчиваться ударным слогом(м.р), а 2 и 4 -безударным(ж.р.). В 1 катрене это соблюдается, а далее нет. Теперь жанр — первые 2 строки предполагают пейзажную лирику, размеренную жизнь в деревне. Вам хочется, мне кажется, сделать юмористическую зарисовку. Тогда измените начало. Юмор- очень сложный жанр, пейзажные зарисовки легче.   

20:06 (отредактировано)
+1

Люба, добрый вечер. Не могла ответить раньше.

Смысл мной понят. Урок с результатом. Если захочу писать ямбом, то уже имею не только представление, но и понятийный смысл мной не потерян. 

Изменять свой тренировочный стих я не хочу. Он писался под настроение, настрой, с интересом. Какой уж получился.

Хорошо, что в 1 катрене ямб мной выдержан, это значит, что частично я с заданием справилась.

Тем более, было разрешено писать четверостишиями.

***

Возьму строчку, что и Лена. Попробую написать свой вариант:

***

 Ещё совсем темно под небом было,

Рассвета луч простор не осветил.
Тайком от всех тебя я так любила.
А ты не для меня дышал и жил.
***

Или(((
В руках бокал держала и разбила.
Играть с тобой — нет больше сил.

20:44
+1

Таня — молодец! Ты, как первопроходец, в этом мастер-классе. А я шла следом за тобой.

01:12 (отредактировано)
+2

Татьяна, в четверостишии ямб получился. Только местоимений много, они в стихах не приветствуются. 

СОВЯТА

За санаторием прохладу
Дают деревья в летний зной.
Хожу туда для променада
Послеобеденной порой.

Вчера, гуляя по аллее,
Увидел птичий домик я
И подошёл к нему смелее,
А там – совиная семья.

Пища в стволах высокой ёлки,
Как стайка маленьких утят,
Катались резво по иголкам
Комочки сереньких совят.

Когда в ночную мглу оделись
Кусты, деревья и трава,
Услышал я, как с ветки ели
Кричала что-то мне сова.

(вспомнилась реальная история)

06:34 (отредактировано)
+1

Да, Люба, трудно именно продолжать. Никак не хотело работать воображение. Поэтому и тренировочный стих получился в разнобой с мыслями, но лучше не писалось. Даже беря одно слово.  Ощущение было, что в тупике. Но рада, что четверостишие получилось. Спасибо, трудно было и сложно, но от этого не менее интересно прошел урок. 

Какой хороший стих получился про совят, Люба! Интересный!

Где же все наши авторы, которые желали участвовать в мастер-классах?! 

Присоединяйтесь и выполняйте задания!!!

08:01
+2

К сожалению, для меня мастер-класс слишком сложен. В молодые годы лучше воспринимаешь учебу. Я обязательно перечитаю статью и возможно отвечу на задания.

Елена, напишите, в каком виде Вы хотели бы получить мастер-класс!

09:20
+2

Благодарю, Ирина, за вопрос! Напишу, что мне было бы интересно. 

1. Если важно количество слогов при написании стихотворения, то это имеется ввиду, что во всех строках должно быть одинаковое количество слогов или в определенной строке каждого четверостишия?

2. Допустимо ли при написании одного стихотворения применение разных стихотворных размеров и разных видов рифмовки (парная, кольцевая и т.д.)?

3. Часто в комментариях к стихам можно прочитать, что глагольные рифмы не желательно применять. А какие рифмы лучше подбирать для стихотворений? Только имена существительные?

4. Какие слова-паразиты лучше не упоминать в стихах?

5. Какие упражнения или примеры будут доступны поэту-любителю для усовершенствования стихосложения?

6. Мне было бы интересно поучаствовать в мастер-классе по написанию прозы.

10:01 (отредактировано)
+2

Елена, на первые вопросы, надеюсь, ответят наши поэты. А шестой вопрос беру на заметку. Будем работать в этом направлении тоже.

12:13
+1

Спасибо большое, что наставляете и учите начинающих поэтов и писателей, а также любителей.

12:45 (отредактировано)
+2

Елена, все эти и другие темы распределены по занятиям. Нельзя же всё сразу. Считать нужно не слоги, а стопы — наименьшую единицу стихотворения. Нужно усвоить, что такое стопа. Иногда выверенное количество слогов в стихотворении не показывает наличие ритмического сбоя, когда вместо хорея, например, появляется стопа ямба.

Когда солнце сядет за рекой

01         10        10      00      1

Первая стопа — ямб, остальные — хорей. Надо вместо «когда» подобрать другое слово с ударением на первом слоге, например «Если» 10. Или менять местами слова — Солнце снова сядет за рекой — 10 10 10 00 1. Пример с «когда» не очень удачный. Многие незначимые части речи в стихах читаются то с ударением, то без ударения, сливаясь с другими — это как бы спасение для стихотворца. Но всё равно они должны стоять на месте, чтобы не читались кОгда, мОи, твОи и т. п. По этому поводу есть отдельная статья.  

14:16
+1

Благодарю, Любовь, за ответ и за мастер-класс. Я написала то, что меня интересует в данный момент. Конечно же много информации сразу давать нельзя. Будем учиться, читать статьи, которые уже были написаны про стихосложение на сайте. Но мне лично туго даётся эта наука. Буду стараться больше понять и в практике это применять. Спасибо!

09:22
+2

Очень большое задание сразу! А времени нет свободного, но я тоже буду перечитывать задания и если смогу, отвечу. Очень много, потому и сложно.

Никто не торопит, потихоньку решайте эти сложные задачи! И не стесняйтесь спрашивать.

11:36
+2

Спасибо, хорошо!

Во всех заданиях нужно сначала составить схему. Вы можете сделать часть задания сначала, потом при редактировании добавлять. Для задания 3 не нужно брать целую строчку, а зацепится лишь за 1-2 слова, например, осень бродит, укроет листопадом, верить в чудеса, луч рассвета, коровы бродят, бродить по лугам, короткий день, духовная пища, недалеко от чего-то, бесценный подарок, мечты, золотая осень, бродить, тихие звуки и т.д. Можно ограничится четверостишием. В практикумах будем тренироваться сочинять свои небольшие стихи на заданные слова. Почему? Это пока секрет. 

Укроет осень землю листопадом,
Прольётся дождь на скучные леса,
И явится желанная прохлада –
Благодарю за это небеса.

01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
00 01 01 00 01

15:00 (отредактировано)
+1

Прошу не судить слишком строго. Думаю, что могу ответить неправильно. Но я старалась. 

Задание 1. 

Думаю, что строки А и В написаны ЯМБОМ, но не уверена.

Задание 2. 

А) Взрослели с верой в чудеса мы,
Но мечты наши не сбылись.

Б) Ещё совсем темно под небом было,
Рассвета луч простор не осветил.

В) с утра коровы бродят  по лугам
Недалеко от места водопоя.

Задание 3.

Ещё совсем темно под небом было,
Рассвета луч простор не осветил.
Душа дневного света не забыла,
Она ждала тепла, ей полдень мил.

Чтобы определить стихотворный размер пыталась составить схему, но путаюсь в ударениях и пока это трудно для меня. 

ВНЕСЛА ИЗМЕНЕНИЯ В ОТВЕТЫ НА ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗАДАНИЯ

01 01 01 01 01 0

01 01 01 00 01

01 01 01 00 01 0

01 01 01 01 01

Ура! Из двух зайцев один таки попался – чистейшмй ямб, но второй заяц убежал – это содержание, смысл: в первых 2х строках говорится о моменте перед рассветом, а далее про день, но перед рассветом бывает ночь, а не день.

05:48
+2

А я всё внимательно читаю, но пробовать пока не могу, болею, не соображаю.

07:42
+2

Благодарю, Любовь, за ответ. Рада, что у меня получилось написать ямбом. 

Позвольте не согласиться с тем, что касается смысла стиха. В стихотворении душа помнит дневной свет и тепло и ждёт полудня, который придёт после рассвета.

Ну а результаты первого и второго заданий, видимо, будут известны после окончания мастер-класса. Спасибо за науку. Ещё многому нужно поучится. 

12:13
+2

А можно позже сделать?

Даже нужно. Может, в следующем практикуме что-то усвоится, можно сюда вернуться и исправить.

20:15 (отредактировано)
+2

Конечно, Лариса, нужно. А то мы с Леной отдуваемся за всех.  Сложно, но интересно. Так что, выздоравливай и  присоединяйся! Ждём!

20:47
+2

Лариса, приходи и поддержи нас своим участием в мастер-классе. Но не спеши, поправляйся.

Елена, в первом задании, чтобы не путаться, ищем пока строки, где вырисовывается ямб. Их из 5 пунктов только 2.

09:52
+1

Спасибо за разъяснение, Любовь. Но я постоянно сбиваюсь на ударениях и путаюсь. Я написала, как посчитала нужным, но еще вернусь к первому заданию позже.

Ой! Сложно! Не уверена, что задания выполнила правильно, но все-равно решилась ответить, а то только Елена и Татьяна «отдуваются».

Задание 1.
А) 01 01 01 00 01 0 
Б) 10 10 00 1
    10 1001
В)10 10 00 10
    01 01 01 01 0     Укроет жухлую траву
Г) 01 01 01 00 10
    01 01 01 01 01    Для наших потомков послужит не раз
Д) 00 01 01 01
     01 01 01 0
 
Задание 2.
А) Мы с верой в чудеса взрослели,
    Но наши не сбылись мечты.
Б) Темно еще совсем под небом было,
    Не осветил простор рассвета луч.
В) С утра коровы бродят по лугам
    Недалеко от места водопоя.

Задание 3.
Окунусь я в прохладу воды,
Поутру войдя в тихое море, 
Уничтожу тревоги следы,
Освежусь в бесконечном просторе.

Вот как-то так. Судите строго, но справедливо!

    

Надежда, присоединяйтесь, если что будем исправлять. В 1 задании только 2 пункта написаны ямбом, остальные по схеме не подходят. А) -схема правильно написана, Б) — потеряли по 1 слогу в строчках, В) наоборот, лишний нолик — травУ- 01- заканчивается ударным слогом, обозначаем 1. Там 3 слова, значит должно быть 3 знака «1». В словах только 1 ударение. Во 2 задании достаточно было только 1 слово на место поставить — это видно из схемы: «наши», «было», «с утра». То, что Вы сумели удачно перетасовать почти все слова в Б), сохранив ритм ямба - тоже хорошо, т к бывает, что рифма не подбирается — меняем местами слова. В 3 задании получился не ямб, а анапест 001 001 001- это будем рассматривать позже, но строчки получаются красивые, лирические. Можно переделать это настроение на ямб:

Воды прохладу я люблю                       01 01 00 01

И тихий плеск волны рассветной.        01 01 01 01 0

Машу рукою кораблю,                          01 01 00 01

Спеша к тебе, мой друг, с приветом.   01 01 01 01 0

Ничего сложного нет, если что — подсказку с ударением можно найти в интернете.

Любовь! Спасибо за полный «разбор полетов». Попробую что-то исправить.Сложновато для меня.

Надя, держись, мы с тобой!

Люба! Попыталась ответить на ошибки, но сама себе. Пока учусь...

22:36
+1

Надежда, как здорово, что Вы приняли участие в мастер-классе классе. Думаю, что Вы прилежная ученица.

Елена, участие-то приняла… Да вот труден для меня процесс, сочинять по правилам! Я больше беру на слух...

Какая ты умница, Надюша!

03:03
+2

Очень интересно и полезно. Но для меня это как говориться ни бум- бум! Надо конечно подумать. Но одному очень трудно. Да и времени не хватает. Если бы с кем то вместе думать. Посмотрю.

07:42 (отредактировано)
+1

Андрей, а ты четверостишие, как мы, попробуй написать. 

18:19
+1

20.02. Подведём итоги. Мы ознакомились с самым распространённым стихотворным размером – двусложной стопой с ударением на втором слоге – это ямб 01, а ещё разобрали понятие рифмы по месту ударения (мужская, женская, дактилическая). На закрепление были предложены задания. В первом задании были разногласия, основной причиной которых, как я поняла, было непонимание, как ставить ударение в словах. Это очень удивительно, так как этому учат ещё в начальной школе. Бывают спорные случаи по поводу ударения в слове, в таких случаях надо смотреть информацию в интернете. Без понимания значимости ударения в слове хорошие стихи писать нельзя. Однако большинство авторов-любителей, наверное, не привыкли анализировать своё творчество, надеются на свой слух, который может иногда подводить. Для этого и создан этот практикум, будем учиться. Итак, задание 1 – ищем ямб 01, разделяя строки на части по 2 слога. Итого нашлись только 2 примера ямба. 

А) Скажите, есть ли формула для счастья?   01010100010 – 01 01 01 01 01 0 — ямб

В) И этим чистым листопадом                           010100010 – 01 01 00 01 0     - ямб
     Укроет жухлую траву.                                    01010001 — 01 01 00 01          

В задании 2 достаточно было поставить на свои места слова «наши», «было», «бродят». Скорее всего, многие, что радостно, и без всяких схем смогли это сообразить. Но я, всё-таки призываю не лениться и делать проверочные схемы. В следующем практикуме будут подобные задания на закрепление теории. Примеры этого практикума больше разбирать не будем. Но остаётся БЕССРОЧНЫМ задание 3 – написать короткое стихотворение в ямбе, лучшие работы позже будут отмечены. Благодарю всех участников практикума, всё было предсказуемо, вы показали пример другим. До новых встреч!

Спасибо, Любовь за познавательный урок, богатый на информацию. Что поделились своим опытом.

Любовь, спасибо за урок! Да, сложная это работа («из болота тащить бегемота» — это я про себя). Но и для Вас тоже, думаю, научить новичков не просто. Ну, а мы (беру на себя смелость ответить и за других) будем пробовать и стараться!!!

Спасибо, да мне не сложно. Многие не участвуют, потому что для них это семечки. Но приходится пока информацию выбирать для новичков. Много интересного ожидает нас впереди.

23:42
+4

Любовь, благодарю за Ваш труд, терпение и понимание. Хочется многое знать о стихосложении и уметь применять это на практике, но трудно даётся эта наука в зрелом возрасте. 

Елена, именно в зрелом возрасте надо заставлять мозг работать — это совет врачей. Они советуют считать в уме, разгадывать кроссворды, шарады и пр. Но написание стихов лучше — остаётся результат мыслительной деятельности. Не всё сразу запоминается в теории стихосложения, постепенно.

09:57
+4

Огромное спасибо, Любовь, за мастер-класс! Я делала задания, всё внимательно перечитала не один раз, но не успела. Постараюсь участвовать в следующем МК.

15:33
+2

В годы Серебряного века многие увлекались теоретическим экспериментам, и молодой Набоков, находившийся тогда под сильным влиянием Андрея Белого, написал экспериментальный полусонет «Большая Медведица»:

Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
Семь звёздочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.

Тот, кто сможет, нарисовав по строчкам метрическую схему этого стихотворения, найти и отметить все пиррихии этого стихотворения, тот, соединив их прямыми линиями, увидит контур созвездия Большой Медведицы.  https://kamgift.kamch.muzkult.ru/media/2020/11/06/1242458776/5_Stixotvorny_j_razmer.pdf

08:00
+3

А) Мы с верой в чудеса взрослели, 010010010
Но не сбылись наши мечты. 00010010

А мы взрослели с верой в чудеса. 0101010010

Мечтам наивным не судьба сбываться. 01010001010

Б) Ещё совсем было темно под небом, 00010101010
Рассвета луч не осветил простор. 0101000101

Ещё совсем темно было под небом, 01010101010

Рассвета луч не осветил простор 0101000101

В) Бродят с утра коровы по лугам 1001010001
Недалеко от места водопоя. 00010100010

Недалеко от места водопоя 00010100010

Коровы бродят по лугам с утра. 0101000101

Я понимаю, что опоздала. Поэтому первое задание вообще не пишу. но вроде все правильно поняла. А вот со вторым как то не разобралась. Третье вообще не идёт. Я и так и этак, не выходит ямб у меня

13:16
+3

Я знаю, что слабенький, но это точно ямб, наконец то вымучила:

Наполнен воздух свежестью, 01 01 01 00

Звездой горит рассвет.           01 01 01

А мне такие прелести            01 01 01 00

По вкусу много лет.               01 01 01

Пернатые чирикают,             01 00 01 00

Клюют росу с куста              01 01 01

И солнечными бликами       01 00 01 00

Играют. Красота!                01 01 00

По тротуару мечутся           00 01 01 00

Прохожие с утра.                01 00 01

А в лужах звонко плещется 01 01 01 00

Весенняя пора.                    01 00 01

Набухли почки бархатом    01 01 01 00

У Вербного куста.               01 00 01

Шныряет между парками   01 01 01 00

На скейтах детвора.           01 01 00

А мне такие прелести        01 01 01 00

По вкусу много лет,          01 01 01

Люблю, как пахнет свежестью,01 01 01 00

Когда встаёт рассвет.     01 01 01

Татьяна, ямб удался. «Играют. Красота» 010001, «На скейтах детвора» 010001- немного исправила схему. Чувствуется торжественность, величавость. Рифмы хорошие: чередуются точные и неточные, почти все неоднородные- это соответствует требованиям современности. Это у Вас получается. Наверное, маловато средств художественной выразительности – над этим поработаем позже. Некоторые замечания по подбору лексики. «Звездой горит рассвет»- сравнение рассвета со звездой? Разве такое бывает? Рассвет бывает красного, розового цвета – тогда я бы сказала «огнём (костром) горит рассвет». «По вкусу»- можно придраться, что мы его не едим. Может, «по нраву»? «Пернатые чирикают» — чирикают воробьи, остальные птицы ни при чём. И чирикают ли они на рассвете и пьют ли росу? Клюют – не подходит. «Мечутся» — к прохожим, спешащим на работу, думаю, не подходит. Надо посмотреть значение слова. Я посмотрела: «Быстро и беспорядочно устремляться то в одну, то в другую сторону». Точно, не подходит. У меня картина: мечутся, как на пожаре. Далее – раннее утро, ещё роса – и дети на скейтах катаются? Тоже несоответствие. Можно о детворе убрать или сказать, что они «днём или вечером будут кататься на скейтах». У стихотворения есть самое главное – ритмика и интонация, а над лексикой надо доработать.

Добрый день, Люба. Спасибо за подробный разбор. Со многим согласна, но сама видела, как рассвет походит на звезду, когда в серединке дали появляется жёлтое пятно, а по кругу расходятся волны красного, коричневого, оранжевого оттенков. Но слово огнём, да подходит, можно поменять.

Я живу в частном доме, знаете, как по утрам чирикают эти воробушки, спать не дают еще до будильника поднимают.

Со всем остальным согласна, спасибо. Но я и сама чувствовала, что слабенькое стихотворение.

Кстати, словосочетание: «клюют росу» я встречала несколько раз в текстах и в стихотворениях, видимо такие же поэты, как я писали...

 Пока вот так получилось подправить. Над остальным думать надо...

Наполнен воздух свежестью,
Зарёй горит рассвет.
А мне такие прелести
По нраву много лет.
Воробушки чирикают,
Клюют плоды с куста
И солнечными бликами
Играют. Красота!
По тротуару мечутся
Прохожие с утра.
А в лужах звонко плещется
Весенняя пора.
Набухли почки бархатом
У Вербного куста.
Мелькает между парками
Берёзок береста.
А мне такие прелести
По нраву много лет,
Люблю, как пахнет свежестью,
Когда встаёт рассвет.

Татьяна, похвально такое усердие при работе над текстом. Я такая же, всё перепроверяю: и рифмы, и ритм, и значения, и повторы и лишние слова (паронимы и пр.) убираю — это может занять несколько дней. Не зря критики говорят: «Стихи писать — это не киркой махать, тут работать надо». У Вас получилась теперь более конкретная зарисовка — утро. Сочетание дактилической и мужской рифм вносит радостный и торжественный ритм, как в известном стихотворении «Весна, весна на Улице, весенние денькИ...» Так что за технику исполнения Вам высшая оценка. Есть ещё, правда, маленькое замечание, если покопаться — это повтор рифмы на «а»: «куста- красота» и «утра- пора». Я за этим тоже слежу — у критиков находила как-то мнение, что подобный повтор рифм создаёт эффект дежавю. Лично я это испытала при исполнении песни «Осень — кошка рыжая» на стихи моей подруги — из-за повторы рифмы путаю иногда куплеты. Так что лучше там поменять рифму. «Заря» и «рассвет» — это одно и то же. Так мне понравилось настроение в Вашем стихо, что, наверно, тоже что-то напишу в таком же духе. Спасибо, что даёте материал для анализа — другие почитают и, может, найдут что-то полезное для себя. А, может, присоединятся, тоже что-то добавят сюда. 

Спасибо, Любовь. Согласна с Вами в вопросе повтора рифмы, сама почувствовала. Но, возможно, надо отлежаться сочинению. Мне так тяжело дался ямб.

Хотя отлежаться стихотворению — это плохо, я знаю. Надо подумать. Спасибо большое. Вы мне очень помогаете.   Я начала разбираться в ритме стихотворной формы. Начала, пока еще не всё осознаю.

Спасибо за это начало.

01:07 (отредактировано)
+3

Добрый день, Любовь, может так лучше: 

____

Наполнен город свежестью, 01 01 01 00

Огнём горит рассвет. 01 01 01

А мне такие прелести 01 01 01 00

По вкусу много лет. 01 01 01

Воробушки чирикают, 01 00 01 00

Клюют плоды с куста 01 01 01

И солнечными бликами 01 00 01 00

Играют. Красота! 010001

По тротуару первые 00 01 01 00

Прохожие бегут, 01 00 01

А светофоры вредные 00 01 01 00

Подсолнухом цветут. 01 00 01

Автобусы маршрутные 01 00 01 00

Сигналят в тишину,  01 00 01

А облака лоскутные 00 01 01 00

Приветствуют весну. 01 00 01

Набухли почки бархатом 01 01 01 00

У вербного куста. 01 00 01

Мелькает между парками 01 01 01 00

Берёзок береста. 01 00 01

И мне такие прелести 01 01 01 00

По вкусу много лет, 01 01 01

Люблю, как пахнет свежестью,01 01 01 00

Когда встаёт рассвет. 01 01 01

Татьяна, это хорошо, что у Вас могут появляться несколько вариантов развития событий в стихотворении, это говорит о богатом воображении, хорошем запасе слов, умении находить рифмы. Я не считаю, что моим советам нужно безоговорочно следовать, мнения других тоже могли бы оказаться полезными. Как бывший учитель- филолог я сначала могу указать на грамматические ошибки, а уж потом на остальное. «Мелькают» мн число, «береста» ед число, значит надо «мелькает». Про «прохожих», что они бегут, а не мечутся, и уточнение, что они «первые», однозначно, стало лучше. Хотя «прохожие бегут» можно понять буквально, лучше «спешат, снуют или даже просто идут». Видите, как важно учитывать значение каждого слова, как обогащается картинка и становится конкретной. Я не могу себе нарисовать, как «воробышки играют солнечными бликами», но рифма «чирикают- бликами» очень хороша, чтобы её терять… Немного подумала, у меня такое получилось:
Воробышки чирикают,
Летят вдали грачи,
И солнечными бликами
Наполнились ручьи.
            По контексту непонятно, ранняя это весна или поздняя. Лучше это указать в начале, например,
Наполнен воздух (если вместо «воздух» — «город», то указывается место развития действия) свежестью,
Огнём горит рассвет.
Весны звенящей прелести
Встречаю много лет.
( «прелести» — неконкретное слово, на будущее такие слова лучше избегать, как и «красота» и пр.)

Про светофоры, что они «вредные» из контекста непонятно, здесь недосказанность. Я проверила повторы слов по программе text.ru/antiplagiat — повтор всего 1 слова «куста» неоправдан. Там можно доработать. «Облака лоскутные» — очень понравился эпитет, точно сказано. «Набухли почки бархатом» — смелое сравнение. А где верба? В городе вербы нет, она растёт у водоёмов, а не там, где автобусы и светофоры. Татьяна, так можно разбирать до бесконечности. У Вас хорошее стихотворение, можете не менять там ничего. Но раз я веду практикум, я хотела показать, на что можно обращать внимание при написании стихотворения. У нас получилось сотрудничество: Вы предъявляете богатый материал, я его всесторонне рассматриваю, забегаю вперёд на неизученные ещё темы.

Добрый день, Любовь (хочется назвать Вас по отчеству, но я его не знаю), я очень благодарна Вам за подробный разбор и советы. Принимаю все Ваши замечания, но исправлять уже больше не буду. Не потому, что вредина, просто чувствую, что с поправками оно станет не моим. Но город — да, мне прям очень понравилось! И грамматику подправлю, спасибо.

Постараюсь в будущем обдумывать каждое слово. Не уверена, что получиться, но попробую.

14:36 (отредактировано)
+2

Татьяна, приятно удивлена Вашему усердию и терпению. А я, к сожалению, никак не могу доработать свой «Ночной пейзаж», написанный хореем. Пыталась, но пока не получается.

Добрый день, Елена, спасибо за поддержку. Но, знаете, у меня тоже не всегда получается так работать над стихами. 

15:09 (отредактировано)
+2

Татьяна! Я уже упоминала, что у Вас в стихотворении интересное сочетание дактилической и мужской рифмы. У меня, как оказалось, подобных стихов мало, я решила поработать. Не так-то легко мне это удалось. Но кое-что получилось, стихотворение для детей.

ГРОЗА В МАЕ

Прошла гроза по городу
В начале майских дней.
Как радостно, как здорово –
Весна идёт смелей!

Дождём умылись улицы,
Деревья и дома.
От солнца кошки жмурятся,
Кругом бежит вода.

Полны прохожих скверики,
Мальчишки тут как тут
И по ручьям намеренно
С отвагою бредут.

Девчонки светлолицые
У лавочек стоят.
С холодною водицею
Играть им не велят.

На чистом небе радуги
Явились все цвета –
Горят для нас наградою

За веру в чудеса.

Классно получилось

19:22
+3

Здравствуйте! С опозданием на пол-года, но вот что у меня получилось.

Задание 1:

А) 5-тистопный ямб,

Б) хорей 

В) 4-стопный ямб 

Г) амфибрахий

Д) анапест 

Стало быть написаны ямбом строки:

А) Скажите, есть ли формула для счастья?

В) И этим чистым листопадом

    Укроет жухлую траву.

Задание 2:

А) Мы с верой в чудеса взрослели,

Но наши не сбылись мечты.

Б) Ещё совсем темно под небом было,

Рассвета луч не осветил простор.

В) С утра коровы бродят по лугам 

Недалеко от места водопоя.

Задание 3:

Ещё совсем темно под небом было,

Рассвета луч не осветил простор.

А солнце о работе позабыло,

Ведя с другой звездою разговор.

Но вот под чёрным неба покрывалом 

Рукою потянулся робкий луч.

Уже лицо с румянцем ярко-алым 

Выглядывает из подушек-туч.

Отделавшись от сонного обмана,

Земле смущённый, нежный свет даря,

В сорочке из прозрачного тумана 

Над миром поднимается заря.

19:23
+2

Буду благодарна, если кто-нибудь мне ответит и укажет на ошибки!))

16:59
+2

Светлана, я любитель и могу сказать, что стихотворение прекрасное. По ударениям написано правильно. Помочь разобраться может Любовь Тимофеева.

18:56
+1

Спасибо большое, Елена, за комментарий и за поддержку! Буду ждать, что скажет Любовь.)))

Уже лицо с румянцем ярко-алым

Выглядывает из подушек-туч.

Из-за подушек-туч, наверное, правильнее.

Примерно так

Виднеется из-за подушек туч

20:35
+2

Спасибо, Татьяна! Может быть, это и ошибка. Но мне хотелось создать впечатление, что лицо утопает в подушках, а не прячется за ними. Поэтому написала выглядывает из подушек-туч.

Очень красиво!

20:44
+1

Спасибо 

Совершенно верно выбран 5ст ямб для описания такого торжественного случая, как рассвет! Почти все нечётные стопы ударные, хорошие неоднородные рифмы. «Земле смущённый»? Скорее кому? –Земле смущённОй заря дарит свет. Есть лексические повторы- «луч», «небо», но это почти незаметно. В некоторых случаях (забегаю неперёд) нежелательно увлечение причастными и деепричастными оборотами (отделавшись, даря), но здесь смотрится органично. Подчеркну, что чувствуется умение автора использовать средства художественной выразительности, например, «солнце позабыло» — олицетворение, «чёрным неба покрывалом» — инверсия, «подушек-туч» — метафора и другие. Молодец! Но и тут нужно чувство меры, слишком много метафор делает текст поэтичным, но и может несколько утяжелить его. «Выглядывает» многовато слогов, можно поискать синонимы – «Виднеется из-за подушек-туч»- легче прочитать. Хорошее чувство ритма, образность, однако туман разве прозрачный (может «прохладного»?), и поднимающийся от земли туман это не заря. И почему «сонный обман», может «дурман»? О какой работе солнце позабыло, если оно спало ночью? Или не спало, а разговаривало с звёздами? «Рукою потянулся робкий луч» — можно понять двояко: как сравнение в творительном падеже, т е луч виде руки или у луча есть свои руки. В рисунках для детей лучи солнца являются руками. Перечитывая ещё и ещё, замечаю, что глаголы стоят в разных временах. В таких коротких стихах лучше соблюсти одно время. До «выглядывает» глаголы в прошедшем времени, вот если и тут сделать прошедшее? «Лицо с румянцем свежим ярко-алым нам улыбнулось из подушек-туч». (я убрала «уже», которое нежелательно). А дальше, в последнем катрене можно оставить настоящее, как обобщающее процесс рассвета. Можно оставить «выглядывает», но поставить в настоящее время «потянулся». Варианты есть. Думаю, надо поработать над лексикой, над смыслом фраз. Спасибо за предоставленный материал. Буду рада Вашему участию в дальнейших практикумах.

09:21 (отредактировано)
+2

Спасибо за такой основательный и подробный разбор! Солнце заболталось, и забыло, что пора идти и светить))) Вот что получилось во втором дубле:

Ещё совсем темно под небом было,

Рассвета луч не осветил простор.

Знать, солнце о работе позабыло,

Ведя с другой звездою разговор.

Но вот под чёрным неба покрывалом 

Зари несмелый показался луч.

За ним лицо с румянцем ярко-алым 

На мир взглянуло из подушек-туч.

Отделавшись от сонного дурмана,

Земле смущённой нежный свет даря,

С постели из атласного тумана

Неспешно встала юная заря.

Ну вот теперь картина рисуется! Молодец, не ожидала. Если я что своё переделываю, то от первоначального варианта, бывает, почти ничего не остаётся. А тут – с минимальными потерями. Всё теперь логично, только смущает «спросонок потянулся робкий луч» -« луч» всё-таки отдельно от солнца живущее существо, которое потянулось, а само-то солнце не потянулось, а взглянуло? Можно «солнца луч», но получится хоть и маленький, но лексический повтор. Если подумать, придут другие варианты, например, «Едва заметный потянулся (показался) луч». Предлагаю «показался», т е упростить немного, иначе – практически в каждой строке какой- то троп, переизбыток. Про туман лучше получилось. Однако, у всех последних слов в последних 4х строках ударные «а» — тенденция к монорифме. В коротком стихотворении это лучше убрать. Ещё вопрос: где происходит рассвет, в каком месте- над «смущённой(?) землёй»? лучше конкретизировать — лес, речка, пруд, деревня, город? Не дорисовывается картинка, если попытаться это сделать. Хорошо бы ещё добавить отношение автора к происходящему: «родной сторонке нежный свет даря» — уже говорит, что автор любит свою малую родину, любит встречать рассвет, испытывает при этом какие-то чувства, для него это какое-то таинство и т д. Понятно, что это пейзажная зарисовка, и у классиков есть такое, но, по мнению литературных критиков, сейчас и в пейзажной лирике нужно присутствие автора. Попробуйте, это значительно обогатит стихо. Успеха!

11:24
+2

Буду думать, спасибо. Но луч скорее не отдельное существо, а часть зари (рука, возможно) как и лицо. Дева заря показывается постепенно)) Автор здесь занимает скорее созерцательную позицию. Такое ведь тоже возможно.

21:39
+3

Заря, третий дубль:

Ещё совсем темно под небом было,

Рассвета луч не осветил простор.

Знать, солнце о работе позабыло,

Ведя с другой звездою разговор.

Но вот под чёрным неба покрывалом 

Несмело показался первый луч.

За ним лицо с румянцем ярко-алым 

На мир взглянуло из подушек-туч.

Отделавшись от сонного дурмана 

И ласково целуя небосвод,

С постели из атласного тумана

В полях заря- красавица встаёт.

Молодец, Светлана! Вы настоящий пример тому, как надо работать с текстом. У меня для каждого стихотворения отдельный файл, где я сохраняю все варианты. Посмотришь и увидишь, как было и как стало, в чём прогресс. По 5-6 вариантов бывает. Программа https://text.ru/antiplagiat поможет увидеть лексические повторы, отсутствие коих говорит о богатом словарном запасе автора. Неоднородные рифмы (разные части речи) не дают шанса примитивному звучанию текста. Тропы придают поэтичность стихотворению. Теперь я даже не вижу, к чему придраться, разве что — так писали классики золотого века поэзии. А добавить автора, его отношение к описанному, его переживания – это уже переход к философской лирике, это более современно. Посмотрите стихи о первом снеге, как описываются чувства, связанные с этим явлением у Татьяны Ровицкой ( «Первый снег, как испуганный заяц») и другие. Благодарю за сотрудничество! Так держать!

11:30
+1

Благодарю!)))

Финальный рывок привел к прекрасному результату. Супер!

12:53

Татьяна, спасибо за поддержку!)))