Святые жены 4

 

              ОЧНУВШИСЬ ОТ ГРЕХОВНОГО СНА

 

С двенадцати до тридцати лет египтянка Мария, не задумывалась, предавалась страстным увлечениям. Однажды вместе с паломниками, которые спешили на праздник Честного Воздвижения Животворящего Креста, устремилась в Иерусалимский храм, но… неведомая сила удерживала ее на месте. Трижды Мария пыталась войти в Божие святилище и безуспешно. Расталкивая паломников, она в конце концов ослабла и отступила в угол притвора, и тут, глянув на икону Божьей Матери, словно очнулась от греховного сна. Она содрогнулась от сознания того, что оказалась хуже всех грешников. Ведь не было среди паломников праведников и святых.

            - Да! – воскликнула Мария, глядя в слезах на икону Божьей Матери. – Я недостойна узреть Животворящий Крест, но…заступись за одинокую и ни в ком не имеющую опоры грешницу, чтобы мне было дозволено поклониться Святому Кресту! Стань моей Поручительницей в то что никогда больше не оскверню мою плоть постыдным соитием. Позволь взглянуть на Крестное Древо Сына Твоего, и тотчас я отрекусь от мира, от всего мирского и уйду, куда ты поведешь меня.

            Наконец, трепеща всем своим телом, Мария смогла войти в святое святых.

      

Затем 47 лет она провела в пустыне за Иорданом, так что одежда истлела на ней, и ходила Мария по барханам, не переставая молиться, нагой.

 Не случайно однажды Бог привел сюда старца Зосиму, в самук труднодоступную часть пустыни, где он никак не ожидал встретить человека. Увидев нечто похожее на тень его, Зосима от ужаса вздрогнул, приняв ее за дьявольское наваждение. Когда же оградился крестным знамение, и страх отступил, убедился, что вдалеке идет человек, совершенно голый, темнокожий, опаленный зноем, с белыми, выгоревшими на солнце волосами до плеч. Не сразу Зосиме удалось докричаться и догнать путника. Наконец, остановились на разных краях речной впадины, и старец не выдержал, заплакал:

             - Подожди Христа ради, из любви к Которому ты подвигаешься здесь. Мне ведь ничего, кроме твоего благословения, не надо!

            - Авва Зосима, - ответил незнакомец, - прости меня ради Бога, но я не могу показаться тебе на глаза, я женщина и совсем нага. Кинь мне прежде рубище.

            Ужас и восторг овладели старцем.

            Умудренный в божественных тайнах, Зосима понял, что она не могла бы назвать по имени человека, которого никогда не видела, если бы не стяжала дара прозорливости.

Оказалось, первые семнадцать лет, какие Мария провела в глухой пустыне она дико страдала, преодолевая жажду винопития и страсти, она едва не сошла с ума, так жег ее телесный огонь.

            - А чем ты питаешься? – поинтересовался авва.

            - С определенных пор сила Божия сохраняла мое тело и грешную душу, ответила Мария, - ибо не хлебом единым живет человек.

«Вот еще, оказывается, какой смысл заключается в словах Христа, - открыл для себя Зосима и спросил:

             - Откуда тебе известно Писание?

Мария загадочно улыбнулась:

            - Истинно говорю, я не видела человека с тех пор, как переправилась через Иордан. За все время впервые встретила здесь тебя. И грамоте не училась вовсе. Но вот, оказывается, слово Божие, наделенное жизнью и силой, само дает человеку ведение.

Зосима воскликнул со слезами восхищения:

            - Благословен Бог, показавший мне, как щедро Он награждает тех, кто боится Его!

Женщина не позволила старцу пасть ей в ноги, попросила:

            - Заклинаю Христом-Спасителем: никому не рассказывай обо мне пока не примет Бог отселе мою грешную душу. А теперь ступай с миром. На следующий год ты увидишь меня, поэтому прошу: в будущий Великий пост не переходи, как принято у вас в монастыре, Иордане. Впрочем, если и захочешь, не сможешь выйти. А в день Святой Тайной Вечери возьми для меня сосуд от Животворящего Тела Христова и Кровь и стой на том берегу Иордана, который ближе к селениям, чтобы я могла прийти и причаститься Святых Даров.

Вернувшись в монастырь Зосима весь год молчал о пережитом, а когда наступило воскресенье перед Великим Постом, и все после обычной молитвы вышли с песнопениями из монастыря, старца охватила лихорадка. Лишь спустя несколько дней он смог подняться с постели и в день Тайной Вечери сделал то, о чем просила женщина.

Поздно вечером он покинул монастырь и в ожидании ее сел на берегу реки. Сидел и продолжительное время, не видя и не слыша ее, старец говорил себе:

             - Может, она не идет из-за какого-нибудь моего прорешения? Может, не нашла меня и вернулась назад?  Если и придет, лодки нет! – ахнул он. – Как я об этом не подумал?!

И вдруг увидел (ночь выдалась лунная), что женщина, осенив себя крестным знамением, пошла, как посуху, по воде!

            - Благослови, отче, меня, - попросила она, ступив на землю.

Авва, дрожа, причастил ее и ответил:

           - Истинны слова Господа, предрекшего, что по силам, очищающим себя, подобны Богу.

      

Через год, по просьбе женщины, они снова встретились в условном месте, вернее, Зосима обнаружил в углублении ее мертвую и надпись на песке: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн».

      

 Упоминая о ней в своей проповеди, покойный митрополит Иоанн (Снычев) обычно прибавлял:

             - За семнадцать лет грех был ею распят и убит. Затем она взошла на вторую ступень крестоношения. А мы, братья и сестры, нередко думаем, что вместе со грехом и добродетелью войдем в Царство Небесное. Нет, возлюбленные, апостол Павел не зря сказал: «Ничто нечистое не войдет в Царство Божие!» Марии Египетской потребовалось на очищение сорок семь лет!

 

 

                          ТАЙНА МАРИН-МАРИИ

 

Дочь благочестивого христианина Евгения – Мария удивила в отроческом возрасте отца, потом – православную братию Вифинии, а после – читающий мир… Когда Евгений, уходя в монастырь, сказал ей: «Оставляю тебе имение, а сам ухожу спасать душу», Мария, разрыдавшись, ответила ему на это:

            - Отец, я ведь тоже хочу спастись!

            - Милая, - прослезился и Евгений, - но ты – женщина. Я ухожу в мужской монастырь, другого в Вифинии нет.

            - Не беспокойся: я остригу волосы и в мужском одеянии пойду с тобой.

            Что отцу оставалось делать? Продал имение, роздал его нищим, сиротам, вдовам и назвал дочь Мариином.

И еще раз напомнил ей:

            - Теперь ты будешь находиться среди мужчин, как среди огня. Соблюсти свою девственность будет вдвойне трудней.

            - Знаю, - коротко и кротко отозвалась дочь.

Оба стали подвизаться среди иноков, которые принимали Марию за евнуха, поскольку у нее не было ни усов, ни бороды, а голос был тонким, полагали они, по причине постов, каким она подвергала себя через день, а то и всю неделю подряд.

Скоро Евгений преставился, уже в чине инока, и Мария осталась сиротой. Однажды игумен монастыря послал ее в город за пропитанием. По дороге она, примеру братии, переночевала в гостинице, на половину пути. Вместе с ней, в другом номере, остановился в ту ночь один воин, который лишил невинности взрослую дочь хозяина гостиницы. Когда родители обнаружили, что дочь забеременела она по наущению воина сказала, что ее обольстил монах Марин. Отец пожаловался на него (нее) игумену, и тот, на не разобравшись, выгнал Марию из монастыря. Она и тогда не призналась, что она – женщина, а терпеливо сносила зной и холод, обитая за воротами монастыря. Дочь хозяина гостиницы родила мальчика. Отец ее снова пришел в монастырь и, увидев перед его воротами «отца», оставил «ему» ребенка в пеленах и ушел: дескать, согрешил – расти.

    Мария попросила у пастухов молока и кормила младенца. Такая нищенская жизнь продолжалась целых три года. Однажды братия пришла к игумену:

             - Отче, прими Марина в монастырь, ведь он раскаялся в своем грехе, и ребенок-то причем? Как мы можем просить Господа об отпущении нам грехов, если сами не отпускаем их брату своему?

            Тогда игумен призвал Марина (Марию) и сказал:

            - После случившегося ты не достоин занимать прежнее первое место среди братии (прежде Мария уже имела от Бога власть над духами зла). Теперь тебя ожидает последнее место среди иноков.

            - Для меня, - признательно откликнулась Мария, - и того много, что я возвращаюсь в монастырь.

И как прежде, Мария не только жила и трудилась в полном смирении, но и вырастила такого же благодетельного отрока на радость всем, который скоро принял иноческий сан. Впрочем, к тому времени Мария почила в Бозе, и когда тело ее стали готовить к погребению, обнаружили, наконец, в ней женщину и ахнули. Сам игумен, припав к ее мощам, просил прощения у Господа и у святой, что по неведению опечалил столь чистую невесту Его…

Как нам, простым мирянам, следует все это воспринимать? Что может означать столь тяжелый, а главное, столь странный подвиг Марии из Вифинии? Полагаю, ответ содержится в начале пересказа, в ее собственных словах: «Кто спасает душу, тот созидает ее». И это были для не просто слова.

 

 

                               ХИТОН ХРИСТА

 

Подвиг благовестия равноапостольной Нины в Иверии был связан с поиском ею хитона Спасителя, и это, как потом оказалось, было не случайным ее желанием. «Не может быть, чтобы погибла на земле столь великая святыня, сотканная перстами Его Матери», - думала 14-летняя девочка, читая со слезами о распятии Христа.

 Однажды наставница Нианфора поведала ей что знала из предания: есть, мол, к северу-востоку от Иерусалима страна Иверийская, в ней – город Мцхет, туда был отнесен одним воином хитон после распятия Сына Божия. А однажды во сне к Нине явилась Матерь Божья и сказала:

           - Иди в страну Иверийскую, благовествуй там евангелие Господа Иисуса Христа и обретешь благоволение пред Лицом Его.

Дала ей крест, сплетенный из виноградных лоз, и он был щитом Нине от видимых и невидимых врагов.

Проснувшись, она увидела его у себя в руках, вплела себе в волосы, с благодарностью приняла его, как свою судьбу.

Заметьте, потребовалось триста земных лет после жребия апостолов, в котором приняла участие Мать Иисуса, в какой стране кому проповедовать евангелие, пока она выбрала достойную такого предназначения замену себе, потому что ангел Божий не велел Марии отлучаться из Иерусалима, выбрала дочь римского воеводы Завулона и сестры иерусалимского патриарха Сусанны (национальность в святом деле значения не имеет). И, не раз подвергаясь смертельной опасности, пришла Нина в город Мцхет, и свергла на горной вершине языческого бога Армаза, которому поклонялись царь Мириан с царицей Наной и народ иверийской земли, принося в жертву младенцев и юношей. Затем начала открыто проповедовать евангелие, и многие стали принимать веру в Христа, в том числе оказался и первосвященник карталинских евреев Авиафар, который рассказал свою историю о судьбе Господнего хитона:

            - Я слышал от своих родителей, а те – от своих отцов и дедов, что евреи и раньше обитали в Мцхете и во всей Карталинской стране, о том, как мой прадед Елиоз собрался однажды в Иерусалим, и мать его, благочестивая старица из рода первосвященника Илия, сказала: «Ступай, но умоляю тебя: не будь заодно с нечестивыми против Того, Кого они вознамерились умертвить. Он – Тот, Кого предвозвестили пророки, Кто представляет Собой тайну, сокрытую от начала веков, свет для народов и вечная жизнь». Елиоз присутствовал при распятии Христа, приобрел хитон от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет.

Как видим, Свыше и этот случай был предопределен. Кстати, мать Елиоза накануне Пасхи внезапно почувствовала боль в сердце, как от ударов молотка, вбивающего гвозди, воскликнула: «Погибло царство Израиля, потому что предали смерти Избавителя своего. Народ сей отныне будут повинен в крови Создателя!» - и умерла.

            - Сестра Елиоза Сидония, приветствуя его с благополучным возвращением, - продолжал Авиафар, - схватила хитон, стала целовать его и … тотчас пала мертвая, и никто из людей, ни сам царь Адеркий не могли исторгнуть священную одежду из ее рук. Так и похоронил Елиоз ее вместе с хитоном.

            И никто потом не знал, где находится сия могила, надо полагать: так надо было – до прихода в землю Иверийскую равноапостольной Нины. Она стала приходить по ночам молиться к могучему кедру в царском саду, где по слухам находился гроб Сидонии с хитоном Господа Иисуса Христа. Приходила больше потому, что в одном из видений ей было дано узнать, что «место — это свято и в будущем прославится».

            Однажды Нина воочию увидела, как в царский сад слетелись черные птицы, затем перелетели к Арагве, омылись в ее водах и вверх поднялись уже белые, как снег. Потом они опускались на ветви кедра и оглашали сад райскими песнями. Это было знамением, что окрестные народы просветлятся светом Христа. И вышло так усилиями равноапостольной, хотя язычники во главе с царским домом не раз покушались на ее жизнь. Спасал Нину крест Матери Божьей, сплетенный из виноградных лоз. А когда Нина исцелила им безнадежно больную царицу Нану и бесноватого царевича, когда сам Мириан, сын персицкого царя Хозроя, спасся исключительно по молитве Нины от внезапной слепоты, постигшей его на вершине обрывистой горы Тхоти, где он, будучи на охоте, из боязни перед Хозроем, похвалялся истреблять вместе с Ниной всех христиан у себя в стране, признал за истинного Бога Иисуса Христа. Больше того, повелел построить храм Божий на указанном Ниной месте, то есть на месте кедра у себя в саду.

Кедр по повелению святой Нины был срублен, однако пень, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем – риза Господня, по таинственному слову светоносного мужа, явившегося Нине, был оставлен в целости. Равноапостольная Нина все поняла и больше никогда не помышляла удалить корень и пень, тем более они обильно источали целебное миро.

Течь оно перестало только в 13-ом столетии, когда хитон был вырыт из земли. Католикос Николай 1, который управлял грузинской церковью в 1150 – 1160 годы, рассказывал, как одна из жен турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб (до нее никто не осмеливался этого сделать) была испепелена. Почему это случилось? Вспомните, как Бог еще пророка Моисея предупреждал:

            - Сойди (с горы) и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его…

            На этом по логике литературного произведения я должен был закончить пересказ, но как не сообщить о дальнейшей судьбе хитона Христа?!...

 В последующие столетия Грузия подвергалась нашествиям татар, персов … Один благочестивый человек, предвидя гибель Мцхета, помолясь Богу, открыл гроб Сидонии, вынул из него пречесный хитон и передал его главному архипастырю. С тех пор хитон хранится в ризнице католикосов, в церковном кресте, где он оставался до 17 века. А в 1625 году персицкий шах Аббас, овладев Грузией, взял из восстановленного храма в Мцхете хитон Господень, положил его в золотой ковчег, украсил драгоценными камнями, и чтобы заручиться расположением Российского царского двора, уже покровительствовавшего Грузии, послал святейшему патриарху Филарету, отцу царствовавшего тогда государя Михаила Федоровича (тоже не случайное перемещение святыни к нам). С тех пор Христов хитон хранится в Успенском соборе в Москве, а каждого 10-го июля вся православная Россия справляет праздник: «Величаем Тя, Живодаче Христе, и почитаем вси Божественные ризы Твоея частное положение» …

 

 

 

 

 

                          ОБЪЯСНЕНИЯ В ЛЮБВИ

 

Направляясь в писидийскую (Малазийскую) Антиохию (конец 3 века), гонитель христиан, евпах Олимврий обратил внимание прелестную пастушку овец.

            - Какого ты рода, девушка? – вежливо обратился он к ней, плененный ее красотой. – Как тебя зовут? Если ты дочь свободных родителей, я готов вступить с тобой в законный брак. Если рабыня, я выкуплю тебя.

Девица кротко ответила; что зовут ее Мариной, что она дочь благородных родителей, а пасет овец потому, что отец узнал, что она поклоняется Христу.

«Тем лучше», - подумал Олимврий и повелел воинам взять ее с собой в город.

            - Однако ведите с ней себя почтительно, - по понятным причинам предупредил он их.

Марина тем временем молилась:

            - Ей, Господи мой, призри милостию на меня. Я теперь как овца среди волков, как рыба в сетях. Не отдай на погибель душу мою.

На допросе епарх опять завел речь о своих намерениях по отношению к Марине:

            - Боги знают, красавица, как я жалею юность твою, как щажу цветущее тело твое. Поэтому прошу (заметь: прошу): принеси жертву нашим богам, и тотчас ты станешь счастливейшей из своих сверстниц, одной из самых богатых в Антиохи, будешь пользоваться почетом, ибо станешь моей женой.

            - Твои боги не знают: почитают или бесчестят их, - отозвалась Марина, - стало быть, какие это боги?

            - Марина! – почти в отчаянии воскликнул Олимвий. – Еще раз прошу тебя: послушай моего совета, и вот, на глазах всех граждан Антиохи я удостою чести тебя стать моей женой. Не сомневайся, я возьму тебя замуж, и все будут уважать тебя, как мою возлюбленную супругу, а ты усладишь мою жизнь. Если же ты отвергнешь мою любовь, испытаешь муки, каким подвергаются все поклонники Христа.

            - Я верная раба моего Владыки, епарх, - не дрогнула Марина. – Я ни за что не поменяю свою веру на безверие. Он ради меня претерпел распятие на кресте, значит, и я ради Него не должна себя щадить.

И решился Олимврий на крайние меры. По его повелению девушку обнажили, простерли на земле и стали бить прутьями, так что тело ее скоро превратилось в сплошные раны. Народ плакал, а глашатай кричал:

            - Марина! Пожалей себя! Покорись!

            - Девушка! – раздавались сочувствующие голоса из толпы. – Не губи свою красоту. Судья жесток, исколечит тебя или до смерти забьет, и память о тебек исчезнет с земли.

             - Лукавые советники! – откликнулась между ударами прутьями Марина. – Хотите, соблазнить меня, как змей подал Еве лукавый совет в раю? Так не будет по-вашему!

        Олимвий дал отдышаться ей, сказал:

           - Марина, имей в виду, это – лишь начало твоих мук. Одумайся.

Девушка обожгла его взглядом темных, со слезинками на длинных ресницах глаз.

            - Продолжай свое черное дело, слуга сатаны!

     

И приказал епарх прибить Марину гвоздями к доске и строгать ее тело железными трезубцами. Девушка подрагивающими губами продолжала шептать:

            - Господи, дай мне мужество противиться дьяволу, удостой меня стать образцом в глазах, любящих Тебя!

            Олимвий больше не мог смотреть на окровавленное, израненное до костей тело девушки, повелел снять ее с гвоздей и запереть в темнице. Марина и там, на едине, взывала к Всевышнему:

            - На Тебя надеюсь исцели мое тело, обнови мою душу, сохрани ее для царства Твоего. Пусть прославится имя Твое во мне.

     

Наступила ночь, а Марина не переставала молиться, и вот открылась кровля темницы, и снизошли на мученицу светлые лучи. И увидела она большой крест, сияющий несказанным светом, и воспрянула духом.

            - Благословляю тебя, Владыка, что Ты исцелил мое тело. Молю, Господи, сподволь меня бани святого крещения, чтоб я, омытая кровью и водой, была достойна войти в небесный чертог.

 

Утром епарх приказал привезти мученицу на допрос. Увидев ее здоровою, свежею, он пришел в изумление: как она могла поправиться за одну ночь? Удивлялся ее чудесному исцелению и народ. Многие открыто стали превозносить Христову силу. Наконец Олимвий разомкнул уста:

             - Марина, ты видешь, как наши боги заботятся о тебе. В благодарность за такое благодеяние принеси им жертвы, как это делает твой отец в сане жреца. Значит, и тебе следует стать жрицей.

             - Мне лучше знать, Кто меня исцелил, - показала девушка на небо. – Он – Всемогущий врач человеческих тел и душ!

            Затем опять началась казнь: снова девушку повесили на дереве и огнем свечей прижигали ей груди и бока, так что от копоти она почернела, как уголь. Затем связанную бросили в бочку с водой, чтобы утопить.

            - Господи Иисусе Христе! – успела крикнуть Марина.

- Пусть эта вода будет мне желаемым крещением на рождение и жизнь вечную!..

Вдруг затряслась земля, и веревки спали с мученицы.

Палачи отбежали от бочки. В это время над головой девушки закружил голубь с золотистым венцом. Народ пал на колени, невольно осеняя себя крестным знамением, и Олимвий ужаснулся тому, что увидел и осознал: «Что ж я делаю? Ведь я так, истязая Марину, только помогая Христу!..»

 

 

(продолжение следует)

Оценки читателей:
Рейтинг 0 (Голосов: 0)

Не забывайте, нажав кнопку "Мне нравится" вы приглашаете почитать своё произведение 10-15 друзей из "Одноклассников". Если нажмут кнопку и они, то у вас будет несколько сотен читателей.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!