Барыня Лялина 1915

Барыня Лялина 1915

Барыня Лялина доживала свой век в тишине и спокойствии. Завещанное теткой поместье село Спасское для нее надежное убежище и приют.

Старинный род Лялиных исходит от боярина Лялина, служившего еще Василию I. Барыня очень гордилась своими корнями, впрочем, как и все представители аристократии того времени. Она с легкостью могла перечислить всех представителей своего рода, со всеми кузинами и троюродными тетками. Ей нравилась сопричастность к чему-то большому и значительному. Шутка ли? Старинный род!  Вот и историю этого милого ее сердцу местечка она знала до мельчайших деталей.

До нее селом владела ее тетка – Екатерина Васильевна. Суровая женщина была, хозяйственная. Церковь каменную в селе построила на собственные средства, в 1822 служба первая в ней прошла. А все стоит, церковь. Названа тоже в честь Преображения Господня, но с приделом во имя Николая Чудотворца. Подле нее она и упокоение нашла, камень надгробный лежит. Васильчикова Е. В. - выбито на нем.  Могилке этой особый почет, цветы на ней цветут с ранней весны до поздней осени. Дни памяти чтутся. А тетке село перешло по купчей от Чемодановых, владевших селом с 1589 года.

Живя в отдаленной от городского шума деревеньке, барыня Лялина предавалась воспоминаниям и умилению. Предреволюционный тревожный гул не доносился до ее ушей. Слухи о столичных волнениях казались ей, сидящей в плетеном кресле в тени цветущей мальвы, нереальными и надуманными.

Вокруг нее сновали девушки-горничные, милые и услужливые. Она сама их выбирала со всем тщанием, предпочитая стареть в мире спокойном и прекрасном.  В ногах возились игривые котята. Темный старинный пруд, заросший кувшинками, искрился веселыми бликами на солнце. Тишину и покой лишь изредка нарушали звуки перекликающихся птиц да мерный гул пчел-тружениц, привлекаемых цветущим липняком.

Ну как можно думать о плохом, когда жизнь так прекрасна? Ее многочисленные детки, как она привыкла называть своих кошек, и те пребывали в любви и неге. Мамочка всем им дала имена, всем 33 малышам. Девушки мыли их и причесывали – живи да радуйся.

Жмурясь от солнца, потягиваясь от удовольствия, один из котят спал на ее коленях. Барыня вдыхала утренний аромат цветущих трав, утопая пальцами в короткой шелковистой шерстке котенка. Солнечные лучи мягко скользили по ее плечам, обнимая и согревая. "До чего же хорошо", - думала она…

Вдруг тревожное и неуловимое почудилось в воздухе. Кольнуло сердце.

- Баааааарыня, горе-то какое!!! - из усадьбы доносились испуганные причитания.

Прищурилась. Чуть приподнялась, опершись на подлокотники старого садового кресла. Что такое? "Сейчас прибегут, доложат", - успокоила сама себя барыня, пытаясь вернуть на надлежащее место ускакавшее в пятки сердце.

Таня, дворовая девушка, бежит раскрасневшаяся и взволнованная. Рывком вскочила, не усидела Лялина, тяжело заспешила ей навстречу, приподнимая плотные юбки.

- Барыня, Кузя в квашню свалился, - кричит Таня, - достали, живой!

Милый, милый, Кузя! Сознание барыни выдало ей душещипательную картинку утопающего в безбрежной лохани котенка.   Вот он - выныривает, жадно глотает воздух, и снова затягивает его в свои смертельные мутные объятия бездонная квашня.

Белесая пелена затянула картинку, привидевшуюся барыне. Краски потускнели. Голоса стали тише и ушли куда-то на задний план. Не в силах противостоять нахлынувшему волнению, барыня лишилась чувств, грузно повалившись на землю.

Пребывая в блаженном неведении, лежа в тени липового дерева, она не видела, как хлопотали над ней дворовые люди, обмахивали лицо платком, прикладывали ко лбу мокрую ткань, терли щеки. Ничто не возымело нужного действия. Тогда обмякшее тело барыни перенесли в спальню, уложили на пуховые подушки и послали мальчишку за доктором.

Таня же тем временем отмывала Кузю. Котенок сопротивлялся и царапался, предпочитая самостоятельно вылизать остатки своего позора. Не обращая внимания на острые когти, Таня ловко окунала хулигана в лохань с теплой водой. Лохматый и несчастный, наскоро высушенный Таниным передником, он был торжественно возложен на бездыханную грудь барыни. 

Котенок опасливо озирался, теребя кружева барыниной блузки. Дворня оцепенела в ожидании. Оценив обстановку, Кузя осторожно мякнул. Барыня медленно открывала глаза. Дыхание восстановилось. Грудь ее издала протяжный стон.

- Нуууу, ты, голубчик, заставил меня поволноваться, - слабым дрожащим голосом сказала она, медленно приходя в себя.

* * *

В 1928 году деревянную церковь разрушили. Иконы сожгли, золоченое убранство передали государству. Деревню стали именовать коротко Спас. Каменную церковь приспособили под зернохранилище. Деревня просуществовала, пока функционировал совхоз Батрачка, как база для одного из его отделений. Когда совхоз упразднили, не стало рабочих мест. Люди покинули Спасское. Долгое время в эту брошенную деревню приезжали, чтобы найти дом покрепче и перевезти в другое место.

К 1965 году от деревни в 150 домов осталась только одна покосившаяся избушка, негодная даже для того, чтобы быть разобранной на бревна.

 

Оценки читателей:
Рейтинг 0 (Голосов: 0)
17:39
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!