Обзор работ сборника Антология фантастики современных авторов №1-2022. «Вышел тигр погулять!»

Обзор работ сборника Антология фантастики современных авторов №1-2022. «Вышел тигр погулять!»

Хочется надеется, что будет продолжение у первого сборника «Антологии фантастики современных авторов», который посвящён году своего выпуска – 2022 - под символом тигра, и называется «Вышел тигр погулять». В сборнике представлены фантазийные истории авторов Международного Союза русскоязычных писателей.
Организационная идея Светланы Рожковой, выступившей так же в качестве бета-ридера и одного из членов жюри, в состав которого вошли Анатолий Градницын, Лариса Агафонова, Вероника Богданова и Ольга Бажина. Ольга является и редактором сборника.
    Все рассказы, поступившие на конкурс, были по-своему интересны. Жаль историй, которые не попали по различным причинам в сборник. Но можно только приветствовать, что попавшие в сборник - обладают несомненной художественной ценностью, и цельностью с познавательной, эстетической и этической стороны, жанровым разнообразием. Известно, что у фантастики множество поджанров. Ограничений в жанровых подвидах условиями конкурса не ставилось. Можно было писать и фэнтези, и приключения, и сказки, и мистику, и юмор в рамках темы и основного направления, что авторы и делали, удивляя даже такими формами повествования, как притчи и легенды, фантасмагория и мелодрама, и даже страшные сказки, сродни ужасам.
В сборник для взрослой аудитории вошли 30 историй. По условиям конкурса возможно было подать две взрослой и одну детской направленности. Организатор исходил из того, что для детей писать сложнее и ответственнее.
Екатерина Ахметзянова в рассказе «В поисках Исайи» рисует мрачную картину пост-апокалипсиса, но оставляет надежду человечеству проявить свои лучшие качества через понимание и сотрудничество с природой, где тигр выступает могущественной знаковой фигурой, восстанавливающей равновесие в природе, призванный воскресить свою популяцию, дав жизнь потомкам в пример человеку, как символ надежды и обретения смысла жизни.
Максим Бессонов в рассказе «Следопыт с планеты Земля» проводит интересную параллель между хищником – зверем и человеком – охотником, завоевателем, призванным заняться космической экспансией, где он наверняка столкнётся со своим природным антагонистом, и будет вынужден искать ответственные решения, но автор может просто ставить вопрос, а решать не обязан, решать уже будет человечество – бежать или нападать, или может, отвести иной  жизни свой ареал, предоставив «вид на жительство» и «место под солнцем», где всем  должна найтись своя вселенная в пространствах космоса, как находится место и тигру, страшному хищнику для чужой планеты. Однако, автор разрешает своему герою устранить проблему других. Герой забирает страшного хищника на Землю, в специально выделенный природный заповедный край.
Вероника Богданова подарила щемящую лирическую мистическую историю. «Зов матери», который услышал и воспринял герой, вмешавшись в драматические события, воссоединил родные души тигрицы-матери и её тигриного котёнка. Удивительным образом история, написанная не без юмора, вызывает смену состояний, когда в одном месте искренно смеёшься, а в другом, сопереживая, смахиваешь слезу. Надо всем происходящим мистически главенствует природа, позволяя иногда воспринимать чуть больше, чем ты мог услышать ушами.
Целую легенду воссоздаёт в рассказе «Когда Боги бессильны» Елена Букурова, беря сюжетом отношения двух царств – Богов и зверей. Странно, что человечеству в рассказе вообще нет места. Разве избрать сторону, за которую он по-человечески будет сопереживать, и кому симпатизировать. И есть место человеческому, когда любовь и право влюбленных быть вместе утверждается в ситуации, когда Богам и в самом деле ничего не остаётся делать, кроме как отойти на второй план. Не поэтому ли, что не хотели мириться с такой позицией, бывали Боги жестоки и к человечеству? Но даже говорить об этой истории хочется высоким поэтическим стилем! Своеобразной прославляющей любовь возвышенной песней звучит история, вступая в резонанс с произведениями классиков, превозносящих чувство долга, чести, присяги, утверждая, что в любви преград нет, если даже Боги отступают.
Женскую историю одиночества «Подарок голубого тигра» представила Ольга Волкова, где тигр выступает символом года, подарившего ей дитя, приходя во сне, он утверждает её в намерении принять ребёнка, приоткрывая завесу будущего, где выросшая девочка должна стать известной детской писательницей.
Говорящее название истории Игоря Галилеева «Невероятное приключение на Орлиных горах». А самое невероятное, что ей веришь до того, что хочется спросить автора, а где же собственно, заявленный жанр фантастики, таким лихим лёгким языком с юмором, иронией к себе, пишет автор. По ходу повествования образные диалоги с жителями перемежаются с чёткими характеристиками, так что видишь воотчью персонажа, а детали, рисующие пейзаж, словно там находишься. Очень приятное лёгкое прочтение с очаровательным послевкусием мистического и комического от отдыха на море и волшебной сказочной истории, в правдивости которой автор клянётся, и готов подтвердить её фотографиями.
Великолепные фантасмагорические истории у авторов Татьяны Горецкой «И тигры у ног моих сели» и Жанны Ди «Тигриная неделя», где нашлось место самоиронии и самокритике героев. Рассказы написаны в одном жанре, и словно, продолжают друг друга. Авторы сумели показать весь путь к изменению психологического портрета своих героев, на фоне собственных незадавшихся утренних настроений. Один, «укротитель собственных тигров» или своих недостатков, вспомнил о том, что у него есть родственники, которые ждут его и нуждаются в его внимании, и пришёл к пониманию о необходимости помощи братьям меньшим, от этого не менее грозным – тигрятам, попавшим в питомник. Другой герой, в трагикомической фантасмагории «Тигриной недели», молодой мужчина, и старый холостяк, закоренелый одиночка, постепенно, превращающийся в тигра, неожиданно приходит к романтическому финалу, что прибавляет истории шарма. Автор соединяет в пару, казалось бы, две абсолютные противоположности. История динамична, хотя и подана в порядке хроники происходящих событий, парадоксальна и поучительна. Вероятно, постулатом её стала сакраментальная фраза, что противоположности притягиваются; и мнение о том, что и сами мы притягиваем события, которые стремимся особо избежать. В разных историях двух авторов чувствуется и тяготение к роковым обстоятельствам, и некоторой комедии положений.
Рассказ Юлии Ждановских «Раз, два, три, четыре, пять…» построен на фантастическом допущении, что из зоопарка убежали все звери. Хорошо, что случилось всё в мирное время, и думается, что в годы перед-перестроечные, когда сотовых телефонов не было, а радиоточки уже сняты, чтобы не платить не лишние трудовые. Для автора вообще-то отсутствие технических средств связи было важно, как ситуация, когда человеку приходится действовать в одиночку, не полагаясь на современные средства и оружие. Будет ли он овощем сидеть и ждать, когда придут освободители, вооружённые этими средствами, или будет предпринимать что-то, что позволит в чрезвычайных обстоятельствах, быть может, спасти жизни тех, кто ещё не понял и не осмыслил происходящее.  Оптимизм автора заложник «хэппи энда», вера в лучшие человеческие качества вдохновляет, не смотря на весь трагикомизм положения.
Вы не пробовали влюбиться в тигрицу? Автор готов рассказать, как такое возможно! Оригинально до гениальности, когда всё гениальное – просто, поступил Иван Игнатенко, перенеся через туман своего героя, рыбака, в «Страну тигров» в одноимённом рассказе, где необыкновенные интеллектуальные тигры лишь проходят в этом облике определённый природный цикл. Герой становится свидетелем окончания его, и переживает романтическое чувство влюблённости в девушку, которой становится вышедшая из тумана на него тигрица…
«Взгляд тигра» Игнатюк Елены – захватывающая, на одном дыхании читающаяся история о научном изобретении, позволяющем видеть далеко и чётко, представляет смешение двух любимейших жанров детектива и научной фантастики. Но вот человечество подкачало. Тут же нашлись люди, желающие получить изобретение в единоличное пользование, и возможно, обогатиться на нём. Парадоксальным образом, иногда и недостатки помогают человечеству, - именно то, что к хорошему быстро привыкаешь, и конечно, по профессиональной рассеянности профессора, которого никак нельзя заподозрить в умышленной подмене, перепутавшего очки с обычными диоптриями с изобретёнными - с «тигриным взглядом», и на этот раз оказалось приятным бонусом человечеству. Не всегда красота спасает, несовершенство вносит добрую лепту в спасение мира.  Во втором рассказе «Возрождение» меняется не только жанр, но и язык повествования. Высоким стилем, неспешно предстаёт старинный эпос о боге природы, возрождённом, подобно птице Фениксу из огня во имя благоденствия, впавшей в экологическую катастрофу планету Ануаф, названную по имени Бога. Загадкой ребуса можно посчитать прочитанное наоборот слово «фауна», и разгадать таким образом, что действительно волнует автора в истории с иной планетой. Органично вписывается в легенду о возрождённом боге пришедший в царстве зверей новорождённый тигрёнок. Потребовалось время, чтобы стать тигром ему, а планете, чтобы очиститься. Но надежда на возрождение жива, как никогда, ведь свободная ниша возглавлявшего царства природы теперь получила верховного правителя – самого бога фауны. А волнует автора через иносказательную форму об иной планете, конечно,  своя! Земля! Потому и планета, и имя бога Ануаф, в обратную сторону читается «фауна».
«Цитриновая яма» Александры Крамиш - фантазийная история о тигре, понимающем язык человека и человеке, понимающим тигриный, - держит интригу до окончания рассказа, оторваться от загадки невозможно, и финал неожиданный и парадоксальный… Мир без историй – скучен… Автор поднимает искусство над миром! Язык рассказа изящен и романтичен.
Несколько файлово написана «Тигриная история» у Елены Куриной. Никак автор не объясняет перенос героя из одного места в другое, как и метаморфозы, происходящие с ним. Автор оставляет читателю додумывать, - травы ли курнул или конфеткой наркотической нечаянно угостился в баре товарищ, но общей нитью, связующей повествование, выступают его чувства – разочарования, привязанности, дани традициям, влюблённости, наконец, - и мы рады в окончании «хэппи энду», и соединившей два сердца случайности – купленной в киоске маски тигра, лихо закрутившей будничные события и мысли героя.
Вячеслав Куринной «Магической силой» привлёк к участию в фантастическом конкурсе и жанр ужасов. Рассказом он обращает внимание и на то, что за красивыми поступками, казалось бы, могут скрываться страшные пороки – зависти, мстительности, озлобленности, скверные делишки, а прозванные хищниками и людоедами, аллегорическими средствами переданные образом тигра в рассказе, могут быть и смиренными, и благородными, и защитниками. Даже камень может ожить, чтобы положить конец бесчинствам зарвавшегося хозяина магических сил, предстающем в истинном свете негодяем, обманщиком, вором, убийцей, полным ничтожеством. Вторая его вещь «Неприятности года тигра» из разряда фантасмагорий, несомненно развлечёт и позабавит. В ней присутствуют гармонично, и критика, и ирония, и лёгкий юмор. Читаешь, как смотришь фильм, меняется антураж с местом действия. Сюжет пластичен, динамичен, события лихо закручиваются, так что не успеваешь понять почему и как происходит, словно по щелчку режиссёра меняются декорации в театре жизни; и где сон, и где явь различить почти невозможно.
Миндияров Артур рассказом «Мотмен против тигра. Смертельная битва» утверждает, что в мире полно чудесных явлений и загадок. С одной из них сознательно ищет встречи, и сталкивается его герой, журналист, искатель приключений, чудом остающийся в живых. Сама природа в лице свирепого тигра вступается за человека, выступая на его стороне, на стороне жизни, против порождений зла, сил ада. В противовес иным взглядам, автор жёстко констатирует, что выбора, при встрече со своими антагонистами, человеку не дано – либо ты, либо тебя, хотя выбор этот за человека у автора совершает в лице тигра сама природа!
Юрий Парфёнов в своей истории ««Тигр» в космосе» объединил две темы, два жанра, фантазийную сказку с юмором, и возвышенный героический и пафосный полёт в космос с приземлённостью и озабоченностью простого человека. Но он ни в коем случае не обличает, а именно вышучивает, подмечая и выставляя на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях и коллизиях истории. Фантазия автора приводит читателя к мысли, что каждый хорош на своей земле в своём деле. Редкий случай, когда интересно читать и взрослым, и детям, и каждый по-своему поймёт прочитанное: взрослый отнесётся с долей сарказма или иронии, вспомнив недавние временные реалии покорения космоса; ребёнок за чистую монету порадуется свершениям и подвигам героического Огородного Пугала. Но красной нитью проходит и романтика, и героика по рассказу. Отношения героев лёгкие, дружеские, так и хочется сказать, советские, поэтому и веет лёгкой ностальгией по прочтению, теми звёздными планами, нравами и традициями, где «Тигр» выступает символом той поры, героики прошлых лет, и позывным нового «космонавта».
«Рассказ тигра, сбежавшего из зоопарка» юного автора Яны Плохих меняет точки обзора жизни, представляя неожиданно взгляд из клетки на проделки посетителей зоопарка, названные автором цирком для тигра. Тигр оказывается мудрее иных клоунов, и неплохо помнить людям, что, когда они смотрят на зверей, звери на них тоже смотрят, и возможно, как у автора, имеют на их счёт свои мысли. Девизом выступает призыв к свободе, обитанию в своей среде, и счастливым проживаниям событий жизни! Автор – юн, оптимистичен и уверен, что каждый приходящий на землю должен пребывать в радости, здоровье и комфортной для себя обстановке, что жизнь дана для счастья и свободы!
Екатерина Пономарёва выступила с двумя вещами «Преображение» и «Хрустальный шар!» Первый - мистическим образом, правда, при помощи материального артефакта, меняет отношение к действительности героини, преобразив на короткое мгновение всё вокруг, и оставив после этого ощущение возможности обретения счастья, нового взгляда на мир и себя в мире. Второй – возвращает взрослого человека в мир детства, заставляя вспомнить придуманную в детстве сказку, переносящую в счастливые моменты детства, где вера ребёнка в чудеса всегда поддержит на плаву в трудную минуту. Общей объединяющей линией в её рассказах проходит ощущение праздника жизни, и мысль, что только от нас зависит, в каком месте и моменте этого праздника мы решим поприсутствовать! Очень мудрая мысль, которая сама по себе способна поддержать в решении. Итак, праздник мы делаем сами…
Иван Ратушний в истории «Клыки и когти: Тигриный патруль» дал панораму города будущего. Несмотря на то, что преступления ещё свершаются, будущее выглядит вполне благополучным. Композиционно представляя события через психологию детектива - следователя, нарушая хронологический порядок, автор показывает развитие человечества в оптимистическом ракурсе, где действуют космические города – станции, и проходят маршруты звёздных экипажей, а его герой выполняет рутинную работу по охране правопорядка. Правда, напарник у него очень необычный – тигр. Но это только плюсом человечеству, приручившему мир диких зверей, отдельные экземпляры которого помогают теперь человеку, как амурский тигр Деймон. Вместе с ним можно поучаствовать в погоне, и если что-то пойдёт не так, как хотелось, радоваться, что живы, и уповать на будущее везение, или даже взять отпуск и отправиться отдыхать на море…
Светлана Рожкова представила на суд читателя две экстравагантные вещицы. «Время «Х». Час «Тигра»» - один из рассказов цикла «Время «Х»». В нём исследуется проблема экологии, перенаселённости, исчезновения естественных ареалов для жизни хищников, жизни социальных низов, которые оказываются отброшены обществом, ущемлены подселением к ним вплотную тигров, которых, конечно, специальные служители кормят, но вопросы регулярности и часов кормления становятся, как никогда, актуальными для подвергшихся социально – опасным экспериментам проживания с хищниками. Затрагиваются вопросы психологического здоровья граждан в сплошной многоуровневой застройке планеты, когда сбежать из ставшей тюрьмой, квартиры и системы просто некуда; осуществляются умозрительные поиски антагонистического к человеку вида, который представляется на момент времени тиграми, рядом с которыми человек не хочет и не может жить, чисто психологически ощущая себя жертвой. Вторая вещь - «Секс – приключение. Сон или явь». Как говорят, бойся своих желаний, они могут осуществиться. Две подруги на отдыхе получают вполне на всю катушку, о чём слишком громко, думая, что они одни на острове, вопят, балуясь и озоруя. Однако, удавшийся, как, казалось бы, но необычный секс, оставляет после себя кое-какие последствия, которые меняют отношение девиц и к себе, и к жизни, и к природе вещей. Хуже это или лучше – судить читателю.
Два рассказа Ольги Сибгатуллиной ««Путешествие Уссура в Бенгалию» и «Размышления Уссура» объединены общими персонажами, имеют возможность вылиться позже в повесть. Однако, это законченные истории в иносказательной форме повествующие об отношениях, которые существуют и среди людей, когда вместо дружбы и любви, возможно натолкнуться на ревность, предательство со стороны тех, кого считали друзьями. Тигры дарят друг другу кинжалы, владеют волшебными вещами, дружат или враждуют с другими представителями природного мира, влюбляются, женятся. Человек автором заклеймён, как явный антагонист тиграм. В «Размышлениях Уссура» он присутствует как враг, убийца, но есть надежда, что не все люди враги для тигров, и что в мести своей тигриному племени нужно суметь остановиться. И мудрость Уссура должна помочь им в этом. Безнадёжен ли человек, если уповать ему приходиться лишь на мудрость тигра, или иносказательно матери – природы, которой все мы дети? Защитит ли она нас? Или примет когда-нибудь сторону диких зверей по отношению к человеку? И не является ли сам человек антагонистом природному сообществу, безжалостно уничтожая всё вокруг себя? Не вызывает сомнения одно, что человек в долгу у природного и животного мира.
Андрей Смолюк в рассказе «Вышел тигр погулять» изрядно нашалил на американской морской базе на берегах Японии, попутно комически и юмористически протащив их порядочки. А виновником происшествия оказался рабочий вольера, не закрывший клетку с амурским тигром, не преминувшим этим воспользоваться, сбежать, завести дружбу с японским представителем кошачьих, и по братской солидарности обворовать столовую американской базы. Не иначе кот японский имел и амурскую родню, а японским только прикидывался. Этот почти русский спецназ браво расправился с патрульными и охранниками, выполнил миссию, оставшись неуязвимым и не отловленным, а потом спокойно вернулся туда, где за жратвой с автоматами бегать не надо, которую тебе сами под нос принесут. Весёлая юмористическая фэнтези-история, которая просто напрашивается во взрослый мультфильм, и он бы точно пользовался популярностью.
Виталий Соколов с рассказом «Магия взгляда» делает акцент на мистической природе семейства кошачьих и одного из главных его представителей, хозяина тайги Тигра, когда в момент охоты сознание тигра перемещается на короткое мгновение в охотника, после этого, несмотря на успех на охоте, у того напрочь отбивается инстинкт охотника, словно стрелял по своим, хоть и промазал сам. Но два метких выстрела отца и брата довершили злодейское дело.
Рассказ Кирилла Студенкова «Вверх, вниз и снова вверх» вполне можно отнести к притчам, где есть история зверей и человека со своими в каждом из них недостатками, но объединяясь, они компенсируют их за счёт умений другого, а научившись и переняв друг от друга полезные знания и умения, могут адаптироваться и к жизни в обществе, которое первоначально их отвергает.
Людмила Токмакова своим рассказом «На чём держится Земля» словно подводит заключительный итог разговору. На главный вопрос Тигра, который, как зодиакальный господин года прогуливается по миру, младший братец семейства кошачьих, что всегда рядом с человеком, отвечает: «…осталось главное – любовь, традиции, милосердие и сострадание. И пока они живы, не пропадёт наша Земля».
Спасибо авторам, подарившим миру столько разнообразных поучительных, волшебных, феерических, лирических и романтических, героических и приключенческих, серьёзных, смешных, добрых и оптимистических фантастических историй!
Статью подготовила Светлана Рожкова, организатор, бета–ридер и член жюри Международного литературного блиц – конкурса историй в сборник «Антология фантастики современных авторов» (для детей и взрослых): «Вышел тигр погулять!» - №1, январь – февраль 2022.

Оценки читателей:
Рейтинг 10 (Голосов: 11)

Статистика оценок

10
11
RSS
06:51 (отредактировано)
+3

Благодарность, Светлане за её ценный труд !!!

Старания твои приносят только благо !

Успеха в твоих начинаниях.

07:01
+3

Спасибо, Светлана за твой огромный труд! Успеха в дальнейшей работе!

09:58 (отредактировано)
+3

Огромная работа проделана вами, Светлана, и жюри. Спасибо за развернутый анализ. Все по делу, очень интересно. 

10:14
+2

Уважаемая Светлана! Благодарю за конкурс фантастических рассказов, где каждый автор смог дать волю своему воображению и отобразить в прозе свой взгляд на мир. Спасибо, что были внимательны к нашим работам, желая видеть их логичными и грамотными. Большой труд проделали члены жюри, читая и оценивая рассказы.

11:08
+3

Спасибо за конкурс и интересный обзор работ!

11:23
+2

Светлана, спасибо за подробный и интересный отзыв о наших работах. Это первые мои фантастические истории. И они получились. Это радует. Благодаря Вам, я попробовала свои силы в этом жанре. Спасибо жюри за оценку нашего труда. И Вам, как организатору за представленные для нас, авторов, возможности. Ольге Бажиной за великолепный сборник.

15:13
+3

Огромное спасибо за замечательную оценку и теплые слова! С удовольствием приму участие и в следующем конкурсе!!!

Спасибо на добром слове! Итоги подвела. Заметка на модерации. Дипломы разослала! Благодарна жюри — ценю каждого! Ольгу прошу о новом подвиге — разделить соответственно книги взрослую и детскую прозу в «Антологии фантастики». добавив к общему варианту отдельные сборники и в них том порядке, в котором даны в обзорах авторские работы расположить. Жюри приглашаю дать к сборникам короткое резюме — предисловие — к детскому и взрослому. Болезнь помешала мне выполнить это сразу. С уважением! Светлана.

22:26
+2

Все получилось — это однозначно. А болезнь… Разве можно её предусмотреть? Или запланировать? Так что для переживаний поводов нет. Кроме этого, тема действительно интересная, предполагающая разностороннее творчество. В общем, ещё раз спасибо! И, конечно, в следующем конкурсе можете на меня, мою помощь рассчитывать. Удачи и здоровья!

С удовольствием Ваши истории читаю! Очень приятно знать, вообще-то, где можно расслабиться и просто получить наслаждение! Срабатывает предвкушение от радости прочтения, узнавания, причащения! Берегите здоровье! Рада буду пройти с Вами на следующий уровень силы слова! А чтобы анонсировать желание участвовать и дальше — приоткрою занавес будущего- это будет касаться эксперимента! Оплодотворяйте и вынашивайте идеи! Первым же пойдёт весенний сатирический  и юмористический конкурс «Финт ушами» на фантастическом фоне — шикарном — «Дома на сквозняках»,  каждые сутки меняющем расположение комнат и коридоров! Прозой и стихами, для детей и взрослых! В 4 разные номинации по одной вещи! И вне конкурса неограниченно! Можно уже идеи приглядывать!

23:22
+1

Уже пишу! Спасибо!!!

21:40
+3

Спасибо за тёплый отзыв о моей работе. Не ожидал, что моё произведение попадёт в сборник. Это приятная новость. 

02:59
+2

Светочка, тебе за грандиозную работу

Bravissimo GIF con Applausi Scroscianti per Fare i Complimenti

Да, спасибо! Ольга! Но Ваша грандиознее! Мы без Вас как серое вещество без черепа — укрыться негде! Вы идеям дарите убежище!