Парк гипсовых скульптур

                                     

                                                  

   Я давно знал о существовании этого необычного парка. Но все как-то не случалось там побывать, хотя и находился  он рядом с оживленной магистралью, километрах в сорока от города. Слышал, что немногочисленным  посетителям сторож рассказывал историю об одиноком  скульпторе, который жил и творил в этих местах лет двадцать  назад. Ваятель, о странной душевной болезни которого  ходило множество легенд, придумывал образы для своих творений, находясь в своеобразном трансе. И скульптуры выходили страшные в своей узнаваемости. Весь сонм человеческих пороков был представлен в гипсовых скульптурах  жутковатого парка. Оттого и смотрелись они словно живые. А еще ходили упорные слухи, что ночью этот парк следует обходить стороной. Много чего странного рассказывали….  Я никогда не доверял этим байкам, посмеивался над ними, с гордостью называл себя законченным циником, Фомой неверующим.  Зачем мне, успешному бизнесмену, владельцу целой сети спортивных магазинов, вся эта чертовщина?  А теперь думаю: не попади я однажды  в этот странный парк, так бы и прожил свою жизнь в бесконечном и картинном беге прыгнувшей в колесо замученной белки. Хотите знать, что со мной произошло?                     

 

   В  тот день я возвращался в N-ск после достаточно успешных  переговоров с партнерами по бизнесу. Дело было ранней осенью,  когда постепенно остывающий  воздух  еще пахнет опадающей листвой, а не первыми заморозками. Внезапно мое внимание привлек рекламный щит, предлагающий посетить парк гипсовых скульптур. Удивительно, почему я раньше его не видел? Наверное, так бывает. Сотню раз проезжаешь мимо одного и того же места, а на сто первый  замечаешь то, чего раньше здесь как будто и не было. В общем, помню, что тогда меня посетила странная мысль: не заехать ли в этот парк? Тем более что находился он рядом с трассой, а до наступления сумерек было еще часа полтора.

                                                    

   Повинуясь внезапно возникшему порыву, я развернул машину. Ее пришлось оставить на обочине, так как подъезда к парку не было. Сразу за рекламным щитом я увидел бетонную дорожку, которая вела к опустевшему пристанищу ушедшего в мир иной ваятеля. На схеме, которая была представлена в самом начале пути, указывалось, что, собственно, сам парк находится за домом скульптора.  Были даже показаны  аллеи, вдоль которых располагались те самые, внушающие страх многим посетителям, фигуры. В общем, все как обычно. Но, вступив на дорожку и пройдя несколько сот метров, я вдруг понял, что до дома  не так уж и близко. Это было странно, так как он хорошо просматривался с дороги. Отступать от задуманного было не в моем характере, поэтому я упорно пошел вперед. Вы не поверите, но тогда я, может быть впервые в своей жизни, испытал ужас от осознания того, что здесь происходит нечто странное. Дом скульптора, небольшое деревянное строение с мезонином, был на виду, но я, кажется, прошел уже не меньше трех километров.  К тому же часы показывали, что еще немного, и начнет предательски темнеть. Мне бы развернуться и уйти. Но, сам не понимая почему, я продолжал упорно идти к своей цели. В общем, сознание мое пребывало в каком-то оцепенении. Сейчас думаю, что даже если бы я и сделал попытку вернуться к машине, у меня ничего не получилось. До дома скульптора я добрался, когда стало уже смеркаться. Ну и зачем мне нужен этот парк с усыпанными опавшими листьями дорожками  в полной темноте? Я чертыхнулся и повернул к выходу.

 

– Постойте!– послышался мужской голос за спиной.– Не уходите, прошу вас. Я сейчас включу свет, и вы все увидите.

   Действительно, сразу же  зажглись фонари, стало светло. Я обернулся и увидел невысокого роста, с седой шевелюрой и такой же белой густой бородой пожилого человека, вероятно, сторожа. Несмотря на осеннюю прохладу, он был легко одет. Потертые джинсы, белая рубашка с длинными рукавами и вязаный меланжевый жилет. На ногах резиновые галоши. Я тогда подумал, что ему, должно быть, странным кажется визит уже не молодого  человека в дорогом стильном пальто и легких туфлях испачканных глиной, который забрел в малопосещаемый парк в неурочную пору. Сторож подошел ближе.

– Не уходите, я Вам все покажу. Ведь вы не зря сюда столько шли.

   Я насторожился. Откуда старик узнал о моей странно долгой  дороге к дому, который хорошо просматривается с шоссе?

–Пойдемте, вы сейчас все увидите. Этот парк стоит посетить хотя бы раз в жизни.

 

   Что ж, пойдем. Раз уж судьба занесла меня сюда. К тому же сторож  хоть и не внушал особого доверия, похоже, совершенно искренне желал показать мне гипсовые изваяния.

–Вам здесь не страшно одному?– спросил я своего провожатого.

   Он повернул голову и посмотрел на меня. Глаза! Я понял, почему старик  не внушал доверия. Его глаза были пусты, словно две только что выкопанные  ямины.  Как глазницы у черепа. Они ничего, абсолютно ничего, не выражали. Мне стало не по себе. Подумал: наверное, я слишком устал, вот и мерещится всякая чертовщина.

 

––Мне уже давно ничего не страшно,– глухо ответил старик на мой вопрос. –   Да и кого бояться?

– Ну, положим,  хулиганов всяких.  

– Здесь мало кто бывает. Мои творения никому не интересны.

– Вы сказали ваши творения? А разве вы не сторож?

   Меня уже мало забавляло все происходящее. Не скрою, хотелось одного – бежать подальше от столь странного места.

– Вот мы и пришли,– сказал старик, распахивая маленькую калитку.– Добро пожаловать в парк гипсовых скульптур!

   В первый момент я растерялся. Выхваченные светом фонарей из сгустившегося вечернего сумрака фигуры производили жуткое впечатление.

–Вы знаете, я, пожалуй, пойду. Что-то расхотелось  мне осматривать парк,–сказал я старику.

– Не уходите, я вам сейчас кое-что интересное покажу.

   Старик  пошел впереди меня по узкой аллее, я, оглядываясь по сторонам, следом.

– Вот, смотрите,– он остановился рядом с изваянием маленького ребенка.– Вам это ничего не напоминает?

– Скажите, почему у фигур такие странные глаза? Они смотрят как живые.

– Да, вы правы. Все дело в том, что глаза у них настоящие, вернее, это человеческие протезы. Иначе было не добиться нужного эффекта. 

– Смотрится жутковато, – заметил я.

– Они живые,– произнес старик и погладил фигуру ребенка по голове.

– Кто живой? Гипсовые изваяния? – мой голос предательски дрогнул.

 

   Первое, что пришло на ум: старик сумасшедший. Это многое объясняло. Но заставило меня насторожиться. Мало ли что на уме у сумасшедшего. Единственное, что успокаивало, это то, что справиться с ним мне не составило бы большого труда. Тщедушная фигура против накаченных мышц.

– Я не сумасшедший, – внезапно сказал старик, словно прочитал мои неутешительные мысли. – Хотя меня таким многие считают.

– Знаете, я все же пойду, поздно уже.

– Нет, нет, останьтесь. У вас никогда больше не будет возможности так глубоко заглянуть в себя.

– Не понимаю, о чем вы говорите, – сказал я, наблюдая, как старик бережно смахивает рукой со скульптуры ребенка прилипшие к ней листья.

– Да, именно так. Заглянуть в себя. Ведь мои творения не просто образы. Это то, что живет в каждом из нас. Наша душа и есть парк подобных скульптур. Это потаенный мир, который мы тщательно скрываем от посторонних глаз.

– Все это интересно, но пока малопонятно для меня.

 

   Кажется, впервые за все то время, что я находился в парке, мне стало любопытно. Мой провожатый,  по всей видимости, искренне считал себя умершим скульптором. Но ни агрессии, ни истинного помутнения рассудка я у него не заметил. И немного успокоился. Мало ли  непризнанных «гениев» живет среди нас. В конце концов, в каждой палате есть свой Наполеон.

– И все же обратите внимание на ребенка. Что вы можете сказать об этой скульптуре? – вновь обратился ко мне старик.

– Только то, что на нее пошло меньше гипса, чем на остальные фигуры, – ответил я ему, пытаясь пошутить.

– Гипс - не главное. Это мое первое творение. Именно с него я начал поиск извилистых тропок в дебрях человеческой души. Смотрите сюда. Смотрите внимательно. Это не просто ребенок. Это первооснова нашего бытия. Альфа и омега. Все наши пороки уходят корнями в детство. Факт плохо осознаваемый, но непреложный.

– И мои пороки родом из нежного возраста? Что-то верится с трудом, – сказал я, разглядывая фигуру похожего на эмбрион  ребенка.

– Конечно! – воскликнул старик.– Я показал вам первооснову. А теперь мне бы хотелось показать другие скульптуры. Пойдемте.

   Он снова пошел впереди меня по аллее, но внезапно свернул в сторону. Я остановился, раздумывая: стоит ли мне пускаться в дальнейшие авантюры, или все же уйти, хотя это и было невежливо.

– Где же вы?– послышался чуть глуховатый голос старика.– Идите сюда, не бойтесь.

– А чего мне бояться? – с вызовом ответил я и пошел на зовущий меня голос.

– Смотрите, – старик указал пальцем на фигуру, пожирающую человеческую плоть человека. – Мы все каннибалы. Хотя и боимся признаться себе в этом. Человек  никогда не насытится, пожрав своего ближнего, примется за остальных. Я так и назвал этот образ - «Каннибал». Признайтесь себе, что неоднократно питались человеческой плотью.

– Ну, это вы чересчур.

   Мне стало не по себе.

– А разве не так? – старик похлопал меня по плечу.– Когда вы были малы, питались материнской плотью. Потом усложнили задачу. Стали пожирать чужие эмоции, время, надежды. Когда выросли, умножились и ваши аппетиты. Вы кто по роду занятий?

– Я бизнесмен, а что?

– Партнеры по бизнесу… разве в вашей среде не пожирают друг друга?  Пойдемте дальше. Эту скульптуру я назвал «Страсти».

   Я поднял глаза. Сверху вниз на меня смотрела фигура человека, разрывающего одежды.

– Одежда – наша оболочка. Страсти срывают ее, обнажая нутро. А там, увы, притаились другие фигуры: похоть, ложь, предательство. Вот они, вылезают из недр человеческого естества.

   Я посмотрел на фигуру, из груди которой выглядывал трехголовый дракон. Рот фигуры был перекошен, то ли в крике боли, то ли удовольствия.

– А эта фигура, – он указал на изваяние женщины со скрещенными на груди руками, как это делают на причастии, и длинным языком, свешивающимся на грудь.– «Лицемерие». А вот то, что я называю « Пустотой».

   Слабо освещенная желтым светом фонаря, в тени «Лицемерия» стояло странное изваяние, у которого в передней части туловища чернела огромная дыра.

– Это, полагаю, и есть « Пустота»? – спросил я, разглядывая скульптуру.

– Пустота есть следствие незрелости души. Из нее, как из первопричины, рождаются пороки. Хотя бы эти…

                                                  

   Я шел следом за моим странным гидом.  Он показывал мне необычного вида фигуры, поясняя: чревоугодие, лень, несдержанность, болтливость.  А это злоба, жестокость, равнодушие. На минуту мне вдруг показалось, что все изваяния, действительно, живые. Они шевелились. Хотя нет, умом я понимал, что колышутся тени от низко нависающих ветвей деревьев.

– Странные скульптуры, странный парк, – только и нашелся что сказать, когда старик снова подвел меня  к изваянию свернутого в эмбрион ребенка.

– Я показал вам скульптуры, отражающие  человеческую сущность. Гипс - непрочный материал. Его легко разбить. Только многие ли это делают со своими, находящимися глубоко внутри гипсовыми скульптурами? Нет, мы ими дорожим, как ценным мрамором. Ведь признайтесь, вы заглянули в тайник собственной души и многое из того, что увидели в моем парке,  узнали в себе. Только вопрос, захотите ли разбить свои внутренние скульптуры, чтобы избавиться от пороков? Или вам хорошо, уютно живется с ними? И вы не думаете, что тем самым словно червь пожираете и свою жизнь, и жизнь близких вам людей?  

– Сложно сказать, – ответил  я, пытаясь понять сумбурную мысль моего провожатого.– Вот вы сказали, что наши пороки родом из детства? Неужели вы всерьез так считаете?

– Конечно из детства. Они произрастают из наших первичных представлений о мире. Мы не помним о давних обидах, а они живут в нас. Мы забыли поступки окружающих людей, а они гипсовыми слепками осели в потаенных уголках сознания. Эти слепки-образцы наших масок.  

– Как-то все непонятно. Но за экскурсию спасибо.  Было интересно.

 

   Попрощавшись со стариком, я направился в сторону дороги. Оглянулся. Но мой таинственный провожатый исчез. Словно растворился в звонком осеннем воздухе. Окна дома скульптора, как я заметил, были местами заколочены и темны. За моей спиной погас свет в парке.                                          

 

    К удивлению, обратная дорога, хорошо освещаемая полной луной, не заняла и десяти минут. Я сел в машину, достал из кармана смартфон. « Парк гипсовых скульптур», набрал в поисковике. И не поверил своим глазам. На фото основателя парка был мой таинственный провожатый. Год смерти 1997.  «Чертовщина какая-то»,– произнес я вслух и бросил смартфон рядом с собой на сидение.  Вы не поверите, но эта странная экскурсия вывернула меня наизнанку. Ведь в гипсовых скульптурах парка, словно в зеркале, я увидел всю свою неприглядную сущность. Это для других припасена у меня маска здорового цинизма и  респектабельности. Но бесполезно обманывать себя. Да, я, как мог, боролся за свое место под солнцем, обманывал, продавал и предавал близких людей. Прожигал жизнь, бездумно тратил деньги на лживых и непостоянных людей. Ушел от надоевшей и подурневшей жены, бросил двоих детей, и меня это нисколько не смущало. Я месяцами не звонил матери, и даже опоздал на ее похороны. Я убивал в Афгане, и не только там. Я усыпил верного пса только за то, что он стал мне обузой. Без сожаления выбросил принесенную детьми кошку на улицу. Я ел устриц на дорогих курортах, но никогда не подал милостыню просящему, не помог нуждающемуся, хотя  это был мой родной  брат. Я бежал от церковных ворот. Но считал желанными двери казино. Господи, как я жил? Сколько всего мерзкого накопил  в душе. Страшными и  уродливыми в своей пугающей наготе показались мне тогда изваяния пороков в собственной душе.

 

   Я не помню, как завел машину, тронулся с места. Сознание прояснилось только тогда, когда впереди показались огни большого города. Я даже стал успокаивать себя мыслью, что все произошедшее со мной явилось результатом искаженной действительности, рожденной  уставшим за день мозгом. Хотя раньше, особенно за рулем, со мной ничего подобного не случалось. И только дома, снимая туфли, я обнаружил на них  глину и прилипшие к подошвам листья из парка гипсовых скульптур.               

 

 

 

 

Оценки читателей:
Рейтинг 0 (Голосов: 0)

Не забывайте, нажав кнопку "Мне нравится" вы приглашаете почитать своё произведение 10-15 друзей из "Одноклассников". Если нажмут кнопку и они, то у вас будет несколько сотен читателей.

11:28
33
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!